До недавних пор я думала, что у Марка Твена всего лишь две повести про Тома Сойера — это «Приключения Тома Сойера» и «Приключения Гекльберри Финна». Только сейчас, занявшись перечитыванием Твена, я узнала, что книжек несколько поболе.
Добила сегодня продолжение — «Том Сойер за границей». И сижу сама не рада. На мой взгляд, именно так выглядит, к примеру, современный кинематограф, когда авторы с душой создают хороший фильм, а он внезапно обретает популярность — и начинают сниматься всякие сиквелы-приквелы-ремейки, лишь бы наварить побольше бабла. Вот точно так же я не вижу в этом произведении того, что было в первых двух. И любви автора к своим героям тоже уже не вижу. Напротив, все выглядит так, будто надоели они ему хуже горькой редьки. Или так, будто бы ему поступил заказ соорудить про этих героев что-то, полезное для деток. Да что там — книга, блин, как фанфик выглядит!
Что мы видим в сюжете? Том и Гек слегка оправились от событий предыдущей книги и захотели новых приключений. Прихватив с собой негра Джима (которого в читаемом мною переводе перевели на ура), они уселись на воздушный шар с сумасшедшим профессором. Вскоре профессор свихнулся окончательно, а потом выпал за борт. И всю оставшуюся книгу эта троица бороздит просторы Вселенной на данном летучем агрегате.
Что мы видим в общем посыле? Да кучу занудства и дидактики мы видим! Том Сойер — единственный образованный человек на этом шаре. И он периодически пытается что-то втирать Геку с Джимом. Те над ним ржут, а он бесится. Не, из этой книги можно много всего полезного узнать, вообще-то. Том рассказывает о том, что страны на самом деле не тех цветов, как нарисовано на карте, что меридианы и параллели нельзя потрогать, что такое таможенные сборы, про разницу часовых поясов говорит, «1001 ночь» пересказывает и многое-многое другое. Если эти занимательные экскурсы в базовые школьные предметы поубирать — книга опустеет четверти на три. Для детей оно всё, в общем-то, полезно. А мне вот поскучнело… Где тот драйв, который сопровождал меня все предыдущие книги?! Нету.
И еще моментик совершенно нелогичный. Те немногие, которые повидали воздушный шарик, спасались от него с дикими криками. И неудивительно — в те времена на таком не летали. И вдруг Том находит проводника, и тот за недорого катается с ними на шаре и проводит экскурсию по Египту. Все в порядке вещей, да. Откуда этот проводник знает английский — я даже боюсь предполагать.
А концовка меня вообще убила насмерть. Она настолько уныла, от нее настолько сквозило «мне надоело это писать, ваш Твен», что я даже предупреждение о спойлерах ставить не буду. Столько времени отважные путешественники летают на шаре, чуть не дохнут от жажды, бороздят пустыню, видят львов и караваны, добрались до Египта… и вдруг у Тома ломается трубка, он посылает Джима на том же шаре за новой, а тот возвращается и говорит, что тётка велит лететь домой. Все садятся на шар и прилетают домой. Всё. Они что, могли это сделать в любой момент?! Тогда я понимаю детектива из «Кто подставил кролика Роджера», в тот момент, когда кроль вынул руку из наручника. Мне тоже хотелось рвать и метать.
Мистер Твен, вы разочаровали неимоверно.
Впрочем, дам шанс и возьмусь за следующую часть саги. Чисто из уважения к мастеру.
04.01.2016