Найти тему

Talesoftools. Авторская рубрика Татьяны Андриановой (09.02.2024)

О, сколько нам открытий чудных
Готовят просвещенья дух,
И Опыт, сын ошибок трудных,
И Гений, парадоксов друг,
И Случай, бог изобретатель.

А.С.Пушкин

Сегодня, коллеги, обогатимся знаниями о российской науке и посвятим наш выпуск ее 300-летнему юбилею. 8 февраля (28 января по старому стилю) 1724 года был опубликован указ Правительствующего Сената, согласно которому по распоряжению императора Петра Великого в Санкт-Петербурге учреждалась «Академия, или Социетет художеств и наук». Петр Великий скончался в январе 1725 г. и не успел открыть Академию. Дело своего супруга продолжила императрица Екатерина I - 20 ноября (1 декабря) 1725 г. она подписала указ «о заведении» Академии наук. Через несколько дней после публикации этого указа, 27 декабря 1725 г. (7 января 1726 г. по новому стилю), в бывшем дворце вице-канцлера П.П. Шафирова на Петербургском острове состоялось первое торжественное заседание Академии наук и художеств, на которое собралось несколько сотен человек. Так в Российской империи появилось первое государственное учреждение, главной задачей которого было развитие науки и образования.

Обратимся к крайне занимательной истории создания Академии наук. Всё началось с открытия Кунсткамеры в 1714 году, экспонаты для которой Пётр собирал во время Великого посольства. Кроме знаменитой анатомической коллекции Фредерика Рюйша, фонды музея содержали различные редкости, найденные в России и привезённые из-за границы. «Несколько сот склянок сохранённых рыб, птиц и гадов» составили первую коллекцию Кунсткамеры. Экспонировались минералы, археологические находки из европейской части России и Сибири. Например, предметы быта сибирских курганов, образцы одежды сибирских народов, атрибуты шаманов и многое другое. Фонды музея создавались специально для работы учёных.

Есть мнение, что вдохновил царя на создание Академии Готфрид Вильгельм Лейбниц, которого в учёных кругах называли «универсальным человеком». Он был не только математиком и механиком, но и юристом, дипломатом, философом. Именно ему в 1712 году Петр I поручил опеку над отечественной наукой и её развитие, назначив тайным юстиц-советником.

Организовывали работу Академии интеллектуалы своего времени. В их рядах были Пётр Курбатов, представитель Коллегии иностранных дел, Иван Шумахер, руководитель императорской библиотеки, и будущий президент Академии – Лаврентий Блюментрост. 22 января 1724 года он представил проект-положение об основании Академии и Университета. Академия должна была стать местом для работы по накоплению знаний и практической научной деятельности, решению научно-практических проблем, Университет при ней – для обучения юношей.

Создавая Академию, не жалели средств – деньги выделяли на жалование, на аренду квартир, дорожные расходы. Постоянно закупались книги для работы библиотеки – главной кладези научной информации. Пётр I придавал особое значение роли библиотеки в просвещении. И стремился открыть её двери для всех посетителей. Когда однажды государю предложили сделать вход в библиотеку и Кунсткамеру платным, он это делать запретил. И сказал: «Я еще приказываю не только всякого пускать сюда даром, но если кто приедет с компаниею смотреть редкости, то угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою вина или водки, либо чем-нибудь иным, в самых этих комнатах…». Для угощений библиотекарю ежегодно выделяли 400 рублей (на сегодняшние деньги это более 500 тыс.руб!) Благодаря этому в России закрепилось одно из ключевых правил библиотечной работы – общедоступность национального книгохранилища для всех читателей.

В первом штате Академии 15 научных сотрудников были иностранцами. Всё потому, что раньше в России не было заведений, которые специализировались на естественных и точных науках, поэтому учёных приглашали из зарубежья. В первые годы иностранные ученые обучали слушателей гимназии при Академии наук, чтобы в дальнейшем они начинали заниматься научной деятельностью. Но к середине XVIII века ряды академиков пополнили и отечественные учёные, среди которых были Степан Крашенников, Михаил Ломоносов, Василий Тредиаковский, а позже – астроном Никита Попов, натуралист Иван Лепехин и другие.

Примечательно, что языком Академии долгое время были латинский, немецкий и французский. На них велась документация, публиковались научные тексты. Не забывали академики и о популяризации науки, лекции академиков собирали многочисленную аудиторию. Культурная жизнь Санкт-Петербурга обогатилась публичными лекциями по математике, физике, химии и истории.

Первый расцвет Академии пришёлся на середину 18 века, когда на должность адъюнкта по физическому классу назначили недавно вернувшегося из-за границы Михаила Ломоносова, который и стал в 1745 г. первым академиком отечественного происхождения. Спустя 12 лет после основания академии наук известный французский физик Дорту де Меран писал: «Петербургская академия со времени своего рождения поднялась на выдающуюся высоту науки, до которой академии Парижская и Лондонская добрались только за 60 лет упорного труда».

Итак, дорогие читатели, как писал Михаил Васильевич Ломоносов, не забывайте о великой пользе науки в любые времена, и да пребудет с вами сила просвещения и образования.

Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.