Публикация из подборки:
В конце 11 века крестоносцы двинулись в Иерусалим, чтобы вырвать Священный город из-под контроля мусульман. В этой статье мы исследуем недели, предшествовавшие нападению, и его кровавую кульминацию…
«Должны ли мы рассказать, что произошло в храме Соломона? Если бы мы рассказали вам, вы бы нам не поверили. Достаточно рассказать, что в Храме Соломона… крестоносцы ехали в крови по колени и под узду своих коней.»
В этих поразительных словах современный летописец пересказал кульминационные моменты Первого крестового похода в Иерусалиме 15 июля 1099 года. Летописец из южнофранцузского отряда экспедиции, присутствовал в Священном городе. Хотя приведенный выше отрывок, вероятно, был вдохновлен апокалиптическими образами, взятыми из Библии, он, тем не менее, не оставляет сомнений в ужасной судьбе жителей Иерусалима от рук крестоносцев, штурмовавших город в тот день.
Начало Первого крестового похода
Большинство крестоносцев, присутствовавших при кровавой кульминации экспедиции в Иерусалиме, покинули свои дома летом 1096 года, воодушевленные обещанием духовных наград в обмен на участие. План крестового похода был прост: идти к Священному городу и вернуть его из-под контроля мусульман обратно в руки христиан. Первоначально в поход отправилось около 70 000 человек, но в течение почти трехлетней кампании многие отказались от участия в экспедиции, и еще больше погибло в сражениях, от голода или от воздействия экстремальных условий, пережитых во время похода. Таким образом, значительно поредевшие – хотя и закаленные в боях силы крестоносцев наконец достигли своей долгожданной цели 7 июня 1099 года.
Путешествие крестоносцев в Иерусалим привело их с родины последовательно через Восточную Европу, Византийскую империю, Малую Азию (современная Турция) и Сирию. По пути они захватили ключевые города Никею и Антиохию и разгромили в битве несколько мусульманских армий.
Современные историки объясняют успех крестоносцев, подчеркивая такие факторы, как смелое военное руководство экспедиции; материально-техническая поддержка, предложенная византийцами; и тот факт, что мусульманские державы региона были глубоко разделены в 1090-х годах и поэтому никогда не представляли единой оппозиции новой угрозе, с которой они столкнулись. Сами крестоносцы, однако, не сомневались в том, почему они одержали победу, несмотря на столь огромные трудности: это произошло потому, что они были избранным Богом народом, и Он помогал их усилиям по выполнению Его задачи по возвращению Иерусалима во имя христианской веры.
Интенсивность преданности крестоносцев неуклонно росла по мере того, как они приближались к своей цели. В Иерусалиме этот пыл достиг апогея. Хотя их первоначальная попытка осадить город была отражена мусульманским гарнизоном, в ответ они возобновили свои усилия. В рамках подготовки к новому штурму 8 июля крестоносцы установили пост перед шествием вокруг городских стен в сопровождении представителей духовенства, несущих кресты и реликвии и распевающих псалмы. Они также построили мощные осадные машины, в том числе две колоссальные осадные башни, которые возвышались над городской стеной. Затем, 13 июля, они возобновили штурм Священного города.
Критический момент осады наступил на рассвете 15 июля. В этот момент отряд, сражавшийся у северной стены Иерусалима, сумел подкатить осадную башню к стене. Через нее крестоносцы смогли войти в город. Вскоре после этого крестоносцы, атакующие с юга, также проникли за стены. Современные источники сообщают, что крестоносцы штурмовали город и вырезали его жителей, большинство из которых были мусульманами. Один летописец из северной Франции заявил, что никто из них - даже женщины и дети - не был пощажен. Как мы видели, южнофранцузский летописец рассказал, что многие были убиты возле Храма Соломона, здания, известного мусульманам как мечеть Аль-Акса.
Крестоносцы убили так много людей, что, как сообщается, пять месяцев спустя запах от трупов все еще висел над городом. Члены еврейской общины Иерусалима также пострадали от рук крестоносцев, хотя некоторым удалось бежать, вероятно, заплатив выкуп.
Что произошло после взятия Иерусалима?
После Первого крестового похода события 15 июля 1099 года в Иерусалиме вызвали широкое празднование в христианском мире. Через несколько лет новые жители Иерусалима начали отмечать в этот день литургический праздник в память о взятии города крестоносцами. Отмечаемый каждый год 15 июля, он стал ключевой частью религиозного календаря Латинского Иерусалима наряду с традиционными праздниками, включая Пасху и Рождество.
С другой стороны, в мусульманском мире захват Иерусалима 15 июля 1099 года стал рассматриваться как одно из самых позорных событий в истории, а его виновники были названы безжалостными варварскими фанатиками. Когда Саладин отвоевал Иерусалим во имя ислама в 1187 году, он был значительно более снисходительным в своем обращении с христианскими жителями города, предоставив щедрые условия, которые позволили большинству уйти невредимыми. Контраст между событиями в Иерусалиме 1099 и 1187 годов не мог быть более разительным.