У вас есть ответ на этот вопрос? Или вы, как и большинство людей, считаете, что скорби и болезни не могут ни при каких условиях быть благом?
Что ж, если скорби – это всегда зло, то тогда бессмысленно о чем-либо говорить дальше. Ведь мы тогда упираемся в невозможный вывод: если все, в конечном счете, исходит от Бога, и скорби тоже, то Бог сознательно нам посылает зло…
В общем, даже из такой постановки вопроса становится понятным, что скорби и болезни не могут быть однозначным злом.
Но все же, какое благо мы можем в них рассмотреть?
Ну, хотя бы то, что скорби и болезни зачастую заставляют нас перестать грешить. Стонущему от боли лежащему на койке и не могущему с нее подняться больному даже физически не до своих греховных страстей.
Уже это великое благо для многих и даже можно сказать – для большинства людей. Скорби и болезни останавливают потоки греха, которые мы источаем.
А некоторых из нас еще и заставляют задуматься по принципу: как я дошел до жизни такой?..
Согласитесь, и это тоже великое благо.
Вот уже сколько полезного и благого мы нашли в болезнях и скорбях!
Однако давайте перейдем к верующим людям. Если для неверов и барабанщиков болезни и скорби – это скорее отрицательное добро, то есть добро, которое они поневоле испытывают на себе, то для верующих появляется однозначная добродетельность.
В чем она? И всегда ли она однозначно положительна? Или и для верующих тоже есть какие-то условия?
Давайте прислушаемся к преподобному Нилу Синайскому:
«Наипаче будь благодарен в скорбях, потому что через них яснее ощутишь вспомоществующую благодать».
Начнем с конца.
Итак, вот оно – главное добро скорбей! Через них можно яснее ощутить Божью благодать.
И это действительно так! Каждый верующий может привести бесчисленные подтверждения этому.
Бог действительно «ощутительно» протягивает Свою руку в самых тяжелых скорбях, и чем тяжелее скорбь и болезнь – тем «ощутельнее» это видишь и ощущаешь.
Мало того, иногда, когда смотришь, сколько полезного верного и доброго было задумано, лежа на больничной койке, то тоже поражаешься и понимаешь, что больничное ложе – это поистине счастливое ложе…
Правда, понимаешь это чаще всего уже постфактум.
Вот – к этому мы сейчас и переходим.
Есть одно условие, при котором ложе скорби станет ложем счастья для верующего человека. Условие непременное и неизменное.
Вы хорошо усвоили его?
Надо быть благодарным в скорбях!
Уф!.. Как просто – и как сложно!..
Как сложно это выполнить!.. Есть ли среди нас хоть один человек, который может похвастаться, что в минуту самой лютой скорби – хоть душевной, хоть физической, испытывал благодарность?
Вы можете о себе такое сказать?..
Увы – у нас чаще всего наоборот!
У нас – недоумение, переходящее в возмущение. Как мог благой и любящий Бог допустить со мной такое!?..
Что я сделал плохого? А если и сделал – разве нельзя было меня поправить по-другому? Разве заслужил я эту лютую скорбь?..
Увы, увы, увы – нам…
И что же в результате. А в результате мы сами срываем главное условие получение «ощутительной» благодати. Мы неблагодарны, а значит становимся недостойными главного.
Мы перестаем ощущать «вспомоществующую благодать».
Мы могли бы в очередной раз (или хотя бы в первый!) – ясно увидеть, как Бог приходит к нам на помощь, но – увы! – своей неблагодарностью сами срываем себе это явление Божье.
А раз так – то наше выздоровление или выход из других скорбей уже становится для нас то ли делом случая, то ли зависит от врачей или от собственных наших усилий.
А как по-другому? По другому уже и не может быть.
Явное явление Божье к нам мы сами сорвали своей неблагодарностью. А значит – только так.
Теперь мы тупо роняем слезы, тупо глотаем таблетки и тупо ждем избавления и выздоровления…
Мы сами виноваты. Мы неблагодарны в скорбях.
Увы – нам.