Вариант 22 сборника ФИПИ-2025 (36 вариантов под редакцией Дощинского, Цыбулько)
Исходный текст:
Вспомогательные вопросы перед составлением рассуждения:
- Кто сильнее всего интересовал мальчика среди его деревенского окружения? Почему?
- Почему рассказы дедушки Ильи произвели такое сильное впечатление на мальчика?
- О чём рассказывает мальчику старый мельник? Как он общается с ребёнком?
- Какое влияние оказало общение с дедушкой на рассказчика?
Таблица для самостоятельного анализа текста:
Возможные ответы:
13.3 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как народная фантазия преображает жизнь?».
Заполняем план:
Сочинение 13.3
Фантазия — это способность человека создавать в своём воображении целые миры, мыслить образами, придумывать то, чего не существует в реальности. Как же народная фантазия способна преобразить жизнь? Я считаю, что благодаря образному мышлению наших предков, их чуткому отношению к окружающему миру мы учимся так же трепетно относиться к природе, замечать её красоту, получать вдохновение для творчества. Приведу примеры, чтобы доказать эту мысль.
Так, в тексте Н.С. Лескова богатое воображение старого мельника передалось рассказчику. Слушая истории дедушки Ильи, мальчик открыл для себя "полный таинственной прелести мир". Предания о водяных, кикиморах, леших пробудили его фантазию, помогли разглядеть красоту окружающей природы: леса, рек и родников. Народная фантазия преобразила взгляды рассказчика на жизнь, сформировала в нём поэтическое мышление.
Также мне вспоминается история жизни Александра Сергеевича Пушкина. Благодаря Арине Родионовне, кормилице и няне, поэт с детства проникся поэтическими образами народных преданий. Красота и мудрость сказок, услышанных в детстве, во многом повлияли на творчество Пушкина. Возможно, не вдохновившись в раннем возрасте народной фантазией, не почувствовав красоту родного слова, он и вовсе не стал бы поэтом. Богатая фантазия народа стала источником гения Пушкина, развившего всю последующую русскую литературу.
Таким образом, фантазия, заключённая в народных преданиях, открывает нам красоту окружающего мира. Разглядев её, мы получаем радость и вдохновение, учимся мыслить поэтически, стремимся сохранить народную культуру и бережно относиться к родному языку.
13.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Лесные родники осиротели бы, если бы от них были отрешены гении, приставленные к ним народною фантазией».
Заполняем план (отталкиваясь от таблицы с анализом текста):
Сочинение 13.2
Текст Н.С. Лескова завершается словами: “Лесные родники осиротели бы, если бы от них были отрешены гении, приставленные к ним народною фантазией”. Их смысл я понимаю так: без народных преданий, услышанных от дедушки Ильи, рассказчик не смог бы разглядеть красоты природы, а его фантазия не получила бы такого богатого развития. Чтобы доказать эту мысль, приведу примеры из прочитанного текста.
Во-первых, рассказчик признаётся, что своими рассказами дедушка Илья открыл ему "полный таинственной прелести мир" (предложение 13). Мальчик из города до знакомства со старым мельником не осознавал красоты природы, не испытывал к ней чуткого интереса. Теперь же и реки, и болота с прудами, и дремучий лес наполнились в его сознании таинственной жизнью и красотой. Народная фантазия позволила разглядеть мальчику загадочный мир окружающей природы.
Во-вторых, “густое, образное содержание” историй мельника о духах переполняло фантазию мальчика, сделало "милый мир" сказочных существ необходимым для него (предложения 16-17). Ожившие предания обогатили воображение рассказчика, научили его мыслить поэтически, видеть чудеса в простых вещах.
Таким образом, народная фантазия, которой был наделён дедушка Илья, помогла мальчику развить воображение и почувствовать красоту окружающего мира.
📝 Надеюсь, разбор текста оказался полезным! Пишите в комментариях, какое сочинение ждёте следующим — и не забудьте подписаться, для меня это очень важно)