Сегодня, дорогие читатели, вас ждут удивительные натюрморты русского художника. И еще – не смогла удержаться и вынесла в заглавие то, что мы с вами в натюрмортах на самом деле не увидим. Это шоколад. Но зато прочитаем историю о том, как же этот неоспоримо талантливый художник связан с любимой сладостью. Мы с вами существуем в своем восприятии мира, бытовом, самом простом, и не осознаем, как же много предметов создано и украшено талантливыми людьми. Кажется, всегда существовали росписи на шкатулках, иллюстрации в книжке сказок А.С. Пушкина, рисунок на летнем муслиновом платье, тонкое снежное переплетение нитей любимой кружевной скатерти, всегда существовали и обертки для шоколада и шоколадных конфет. Не осознаем, что наш привычный материальный мир создан талантливыми людьми.
Художник Леонид Константинович Челноков родился в 1919 году в Москве, в семье московского литографа Константина Петровича Челнокова (1888 – 1971). В тридцатые годы двадцатого века Леонид Челноков занимался в рабочей студии при ВЦСПС под руководством Константина Юона, брал индивидуальные уроки живописи у Игоря Грабаря и Мануила Андреева. В годы войны Челноков служил на должности художника при штабе 27-й дивизии, а после окончания войны занялся оформлением этикеток для пищевых предприятий Москвы. В 1947 году Челноков представил на суд худсовета фабрики «Красный Октябрь» эскиз этикетки для 100-граммового шоколада и был принят на должность рядового оформителя фабрики, но очень скоро стал главным художником и в этой должности проработал более 40 лет.
С творчеством художника Леонида Челнокова были хорошо знакомы практически все жители Советского Союза. Особенно дети и женщины. Дело в том, что Леонид Константинович более сорока лет проработал художником кондитерских фабрик «Красный Октябрь», «Бабаевская», «Рот-Фронт», «Ударница» и был автором этикеток самых известных кондитерских марок. Вспомните шоколад «Алёнка», «Конек-горбунок», «Жар-птица», «Сказки Пушкина» и т.д. Или конфеты «Кис-кис», «Коровка», «Незнайка» и ещё три десятка любимых советских конфет. За оформление плиток «Шоколад с орехами» и «Шоколад с апельсиновой корочкой» были присвоены золотые медали на оптовых выставках в Европе: на Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году, на Лейпцигской ярмарке в 1978 году, на Пловдивской ярмарке в 1986 году. Но была у художника большая любовь – он увлекался станковой живописью. Говорят, что когда-то все стены дома художника были завешаны авторскими картинами. После смерти художника в 2003 году, большая часть его творческого наследия была утрачена.
Перед нами работы несомненно талантливого художника, достойного наследника русской школы. Достойного носителя и хранителя русской культуры. Именно этим – восприятием мира, свойственного нашему народу, – полны его натюрморты. Перед нами дачные сюжеты. Мы видим выращенные на даче подсолнухи и астры, чувствуем запах созревших яблок и сирени, любуемся туесками и кувшинами, вышитыми полотенцами. И при этом понимаем, что всё это – не антураж. Это наш живой традиционный мир. Так, в произведениях русской культуры, он сохраняется и передается от поколения поколению. И знаете, что еще меня удивляет? Сколько уже перед нами прошло биографий художников, принимавших участие в Великой Отечественной войне! И какая сила духа – богатырская сила духа! – у нашего народа: победив в Великой войне, они восстанавливали мирную жизнь, капля за каплей восстанавливали. И каплю за каплей продолжали созидать русскую культуру.
Не могу удержаться и не показать вам фотографию с обертками, рисунки для которых созданы Л.К. Челноковым. Ну правда же, произведения искусства?
Пусть ваше сегодня, дорогие читатели, будет светлым и радостным. И еще – наполненным благодарностью ко всем тем многочисленным людям, и имен которых мы даже не знаем, которые делали и делают наш мир уютнее и краше.
А вот статья Владимир Ульянов. Живопись, что касается сердца.
Было интересно? Ставьте палец вверх, пишите комментарии, подписывайтесь на мой канал! И заглядывайте сюда почаще. Здесь живет радость.