Действия проиранских сил на Ближнем Востоке в отношении американских военных, а также фактическое перекрытие ими международных торговых путей в Красном море стали прямым вызовом в адрес США. И если до момента, когда от действий иранских прокси погибли и были ранены американские военнослужащие, американо-иранское противостояние худо-бедно могло протекать в гибридном формате, то последние события стремительно приближают стороны к открытому столкновению.
Очевидно, что гибридное противостояние в равной степени устраивало и Вашингтон и Тегеран, но ставки, похоже, начинают расти уже без учета желания сторон. В связи с этим, возможность перехода конфликта к некой горячей фазе, равно как и вероятная температура этого накала сегодня интересуют экспертов в наибольшей степени.
Никто не хотел воевать
Несмотря на бряцание оружием, как с иранской, так и с американской стороны, и те и другие все еще не готовы к полноценной "горячей" войне. Иран, похоже, до сих пор так и не обзавелся оружием массового поражения и в случае войны ему придется довольствоваться лишь конвенциональными вооружениями (каковых у него предостаточно). США располагают достаточно мощной группировкой в данном регионе, однако они также не готовы к прямым столкновениям, связанным с прямыми человеческими потерями. Опыт Ирака и Афганистана показал, что такая война крайне непопулярна среди американцев, особенно накануне президентских выборов.
Тем не менее ситуация, фактически вышедшая из-под контроля Тегерана и Вашингтона, неизбежно толкает стороны к прямому столкновению.
Очевидно, что и те и другие, в очередной раз попытаются отделаться лишь "ответными ударами", но здесь возникает целый ряд вопросов, включая то, какой силы должны быть эти удары и каковой будет реакция на них со стороны противника. Повторимся, что целью таких ответов является, с одной стороны, демонстрация противниками собственной силы и непреклонности, с другой - недопущение перехода конфликта в полноценную войну.
США должны быть готовы к ответному удару
Вопросом, как поведет себя Тегеран, отступит, или даст отпор, если Пентагон нанесет удар по Ирану в ответ на гибель своих военных, задается обозреватель Bloomberg Opinion и заслуженный профессор Школы перспективных международных исследований Университета Джонса Хопкинса имени Генри Киссинджера Хэл Брэндс. По его мнению, ответ на него можно получить, вспомнив то, что произошло четыре года назад, когда США, после очередной серии атак, поддерживаемых Тегераном, резко обострили ситуацию, устранив известного командующего иранскими силами "Кудс" Касема Сулеймани.
"Сегодня многие „ястребы“ говорят, что удар по Сулеймани доказал, что Иран не хочет открытого противостояния, поэтому усиление атак США на интересы Тегерана является лучшим способом обеспечить его сдержанность. Реальный урок, однако, более сложен: удар по Ирану, безусловно, может окупиться, но только в том случае, если США готовы к ответному удару", - отмечает Брендс.
Как это было
Напомним, что устранение Сулеймани произошло на фоне обострения соперничества между США и Ираном во время президентства Дональда Трампа. В июне 2019 года Иран сбил американский разведывательный беспилотник, а в сентябре проиранские силы нанесли удары по нефтяной инфраструктуре Саудовской Аравии. В декабре иранские прокси-группы начали эскалацию атак на военные объекты США в Ираке, а в канун Нового года поддерживаемые Ираном "демонстранты" вторглись на территорию посольства США в Багдаде.
Терпение Вашингтона оказалось исчерпанным. В январе 2020 года по Сулеймани, с американского беспилотника, был нанесен ракетный удар, стоивший командующему жизни.
Это стало первой и наиболее успешной попыткой Трампа разобраться в запутанном клубке проблем не имеющем мирного решения.
Нынешняя ситуация походит на то, что происходило в те годы на Ближнем Востоке, с той лишь разницей, что последствия действий проиранских сил имеют сегодня куда большие масштабы.
Хэл Брэндс обращает внимание на то, что тогда Трамп выиграл, пойдя на обострение и устранив Сулеймани, продемонстрировав уязвимость высшего руководства Ирана.
В каком-то смысле эта стратегия сработала. Тегеран отреагировал на убийство командующего, не особо успешно обстреляв ракетами авиабазу Аль-Асад на западе Ирака, а также случайно сбив гражданский авиалайнер.
Ответ Ирана последовал после перерыва, достаточного для того, чтобы разведка США оценила ситуацию, а Пентагон успел эвакуировать часть сил перед атакой на авиабазу. Ответный иранский удар не привел к человеческим жертвам среди американцев, после чего иранцы тихо дали понять, что больше не ищут неприятностей.
Успех, или кратковременная пауза?
Надо признать, что с устранением Сулеймани ближневосточный кризис завершился достаточно быстро. Как отмечает Брэндс, если иранские лидеры сегодня не стремятся к конфликту с США, то только потому, что они помнят, насколько катастрофическими могут оказаться его последствия.
По мнению эксперта, история Сулеймани включает в себя еще ряд важных моментов. Главный из них заключается в том, что после описываемых событий Иран оставался сдерживаемым совсем недолго. В марте 2020 года двое американских солдат были убиты в результате нападения группировки "Катаиб Хезболла", а к началу 2021 года нападения на силы США участились, поскольку Тегеран также планировал устранение высокопоставленных американских чиновников. Таким образом, ликвидация Сулеймани помогла положить конец кризису, но при этом она принесла лишь кратковременную паузу в непрекращающейся борьбе Ирана с США.
Тактика "отрезвляющих" ударов
Судя по складывающейся сегодня ситуации, оценке имеющихся у сторон ресурсов и прежнему опыту, Иран и США и на этот раз попытаются избежать прямого конфликта, ограничившись лишь рядом ударов, хотя, возможно, и более существенных чем в 2020 году.
С американской стороны это могут быть атаки, направленные на иранский контингент в Ираке и Сирии, или, возможно, даже на территории самого Ирана. Однако Вашингтону следует понимать, что "удар возмездия" неизбежно повлечет за собой ответное "возмездие".
"Подобная тактика потенциально могла бы помочь справиться с нынешним кризисом, напомнив тегеранскому руководству (как это сделал Трамп четыре года назад) о том, насколько они экзистенциально уязвимы в схватке со сверхдержавой. Но не думайте, что такие нападения помешают Тегерану отомстить или принесут нечто большее, чем временную передышку", - резюмирует Брэндс.
По его словам, нынешний кризис - это всего лишь очередной раунд затянувшегося стратегического соперничества. А значит, если США намерены нанести более сильный удар по Ирану, чем это было в 2020 году, им лучше стразу подготовиться к ответу со стороны Ирана.
Каким может быть выход из затянувшегося конфликта пока не ясно, как и не ясно, смогут ли стороны обойтись без открытого прямого столкновения, которое видится неизбежным финалом продолжающейся эскалации.