Эта река некогда являлась мощной водной артерией Москвы. Она частично защищала Кремль и была важным средством сообщения (в нижнем ее течении осуществлялось судоходство). На ней сооружали каменные плотины, образовывая тем самым пруды для разведения рыбы. В целом, этот природный объект, который пересекало несколько крупных мостов, играл важное значение в жизни столицы.
Е. Сим. Путеводитель по Москва-реке. — М., 1937. — С. 31:
«Река [Неглинная] была заключена в трубу в 20-х гг. XIX в. До этого она текла через весь город. Река пробивалась некогда через густой сосновый бор (Боровицкие ворота), а когда Москва заселялась Неглинная была в ряде мест запружена плотинами, на берегах реки работали мельницы, и до конца XVII в. река Неглинная имела и хозяйственное, и стратегическое значение, защищая Кремль. При впадении Неглинной в Москва-реку стояла мельница, а в водоеме, образованном плотиной, был «Лебединый пруд», по которому плавали царские лебеди».
Длина р. Неглинная составляла тогда 7,5 км. Она протекала от Марьиной рощи до Боровицких ворот, где и впадала в главную столичную реку. С ростом города и развитием промышленности воды Неглинной, особенно в нижнем ее течении, становились все грязнее. Некоторые домовладельцы спускали нечистоты незаконно, хотя власти требовали вывозить таковые в бочках.
Москва в ее прошлом и настоящем. — М., 1910. — С. 7:
«У нас имеются определенные сведения о безобразном состоянии реки Неглинной, и притом в ближайших к центру частях города. На всем протяжении ее от Земляного вала до устья берега ее, сами по себе болотистые и грязные, служили местами свалок. На месте Трубной площади Неглинная образовала небольшое болотное озеро, иногда затоплявшее окрестные постройки. Свалки и овраги тянулись вдоль берегов реки там, где в 20-х гг. прошлого столетия была устроена Театральная площадь. Под стенами Кремля Неглинная превратилась в сплошную клоаку — так были загрязнены ее вода и берега всевозможными отбросами».
Именно поэтому, как отмечалось выше, реку на отрезке от Самотечной улицы до устья (около 3 км) в первой четверти 19 столетия заключили в трубу (кирпичный свод). Примечательно, что до этого при Екатерине II разрабатывался проект, согласно которому, Неглинную планировали превратить в открытый канал, а по берегам обустроить бульвары для прогулок. Но, учитывая состояние реки, от этой идеи отказались.
Неглинная и после ее частичного заключения в коллектор доставляла немало хлопот. В половодье и после сильных ливней она выбиралась наружу, затапливая улицы. Жители вносили в это свою лепту, делая самодельные врезки для сбрасывания в реку нечистот, что приводило к образованию засоров. Данная проблема была решена лишь к началу XX в., когда в Москве появилась городская канализация.
В 1860-м под землю спрятали еще 1 км реки. А примерно через 25 лет на аварийных подземных участках провели капремонт. С целью выведения коллектора Неглинки из-под здания Малого театра и отеля «Метрополь» в 1910-1914 гг. по проекту инженера Михаила Павловича Щекотова соорудили уникальный кирпичный тоннель параболического сечения длиной около 120 м, высотой 3,6 м и шириной 5,75 м.
К сожалению, работы прервала Первая мировая война. Но это чудо инженерной мысли до сих пор вызывает восхищение. Объект сделан настолько качественно, что ни разу не реконструировался и сохранил при этом изначальную прочность. Эксперты отмечают, что аналогичных коллекторов как по сечению, так и способу постройки, в стране больше нет.
Несмотря на ряд мероприятий, Неглинная продолжала периодически вырываться наружу. Иногда она так затопляла улицы, что они буквально превращались в каналы, по которым люди передвигались на лодках. Можно сказать, что на время часть Москвы становилась Венецией. ЧП подобного рода происходили вплоть до 1970-х гг.
Наиболее сильные подтопления случались в 1949-м, 1960-м, 1965-м, 1966-м и 1973-м. Иногда уровень воды, по некоторым данным, достигал 1,5 м. Все это имело серьезные последствия. В отдельных районах случался транспортный коллапс. Людям приходилось пересаживаться с наземного транспорта на лодки.
В 1960-х от Театральной площади до Москва-реки построили бетонный коллектор, продублировавший отчасти прежний, но он не справлялся со всем объемом водостока. Поэтому в следующем десятилетии проложили новое русло от Трубной площади до улицы Охотный ряд, что позволило существенно увеличить пропускную способность и решить раз и навсегда вопрос с наводнениями. Сечение коллектора составило примерно 5х3,5 м.
Таким образом, некогда одна из самых знаменитых рек Москвы, по которой в свое время ходили небольшие суда, окончательно скрылась под землей, не пытаясь более пробиться наружу.
В статье использованы изображения с Официального портала Мэра и Правительства Москвы / mos.ru