Найти тему
Строительный мир

Непризнанный памятник: как и зачем появился Белозерский канал

Оглавление

В августе 1846 года по Белозерскому каналу прошло первое судно. Новое гидротехническое сооружение стало неотъемлемой частью Мариинского водного пути, соединившего бассейн Волги с Балтийским морем.

© public domain (Карта Мариинского водного пути, 1898 г.)
© public domain (Карта Мариинского водного пути, 1898 г.)

Идея создания последнего родилась еще при Петре I. На протяжении всего XVIII в. несколько раз проводились изыскательские работы, однако осуществить задуманное удалось лишь в следующем столетии — от Рыбинска до Санкт-Петербурга суда начали курсировать с 1810 года; на преодоление маршрута уходило чуть более ста дней.

Белозерки в помощь

В дальнейшем происходило усовершенствование Мариинской системы для более эффективного и безопасного судоходства. С этой целью строились и новые приозерные каналы, включая Белозерский. На необходимость прорытия последнего указывалось уже на следующий год после начала эксплуатации водного пути, а в 1812-м подготовили соответствующий проект. Но по ряду причин реализован он не был. Пришлось ждать более 30 лет.

В этот период проблему мелководья на Белом озере, считавшемся в то время одним из самых бурных и опасных, решали перевалкой грузов на суда с меньшей осадкой. Хотя в основном использовались так называемые «белозерки» — вместительные лодки длиной около 6,5 м и осадкой 0,3 м.

Рыбинск, Белозерск, Вытегра и Вознесенье (синим) на современной карте. Красным – Белозерский канал
Рыбинск, Белозерск, Вытегра и Вознесенье (синим) на современной карте. Красным – Белозерский канал

Так как сложности у больших судов возникали уже на Шексне, эти лодки перевозили грузы от Рыбинска до Вытегры или Вознесенья, где их переваливали и отправляли, как правило, на запад в Петербург. Некоторые корабли доходили до Крохино (располагалось в 17 км к востоку от Белозерска), поэтому иногда маршрут для белозерок был короче. К слову, в стихию и они не всегда справлялись с задачей. Например, из источников прошлого известно, что в шторм 1832-го перевернулось более 60 судов и местные перевозчики и купцы понесли немалые убытки.

Старт проекта

Первый раз к строительству обводного канала приступили в 1819-м, но работы были прерваны. В 1830-х разработали новые проекты, включая менее масштабный, по которому длина пути составляла примерно 8,5 км — планировалось обойти лишь наиболее проблемный участок у истока Шексны. Но этот вариант отвергли. После долгих споров относительно трассировки канала (в частности, рассматривался вопрос обходить ли Белозерск), в 1843-м наконец было начато его строительство.

© public domain (Белозерский канал, нач. XX в.)
© public domain (Белозерский канал, нач. XX в.)

Длина искусственного судоходного маршрута в итоге составила почти 67 км, ширина по дну — 17 м, а глубина — чуть более 2 м. Было сооружено два шлюза на Шексне, уровень воды которой оказался на 4 м ниже, чем в канале. Еще один аналогичный гидротехнический объект появился на Кожве, где уровень воды был ниже на 1,8 м. Вдоль канала проложили дорогу для возможности конной тяги судов. В самом Белозерске появилась гавань. Ожидалось, что за навигацию здесь будет проходить до 60 тыс. судов.

© Рустам Абдрахимов / CC BY 3.0 (Белозерский канал, 2006 г.)
© Рустам Абдрахимов / CC BY 3.0 (Белозерский канал, 2006 г.)

Движение судоходства в Рыбинске в 1846 г. и важность открытия нового Белозерского канала // Современник. — СПб., 1847. — Т. I. — Разд. IV. — С. 22-24:

«Известно, что в Рыбинск стекаются от низовых пристаней все товары, назначаемые к отправлению с Волги по вышневолоцкой, мариинской и тихвинской системам, преимущественно к Петербургу... Судоходство по мариинской системе от мелководья встречало также в течение прошлого лета большие затруднения. Но открытие в минувшем августе белозерского канала дало новую жизнь мариинской системе ускорением хода судов, предохраняемым их от гибели и значительным понижением провозной платы... Главнейшее неудобство мариинской системы состояло в необходимости переплывать Белое Озеро... При переходе через озеро ежегодно погибало груза на несколько десятков тысяч рублей серебром. В настоящее время опасность навсегда отвращена прорытием обводного около Белого Озера канала, который и назван белозерским».

Обратная сторона

Что касается Белозерска и близ лежащих населенных пунктов (в первую очередь Крохина), которые раннее, благодаря грузоперевозкам, богатели и процветали, теперь же начали попросту увядать.

М. Прокофьев. Судоходство и пароходство по рекам Волге, Оке, Каме, Шексне и Свири. — СПб., 1869. — С. 23:

«Теперь Крохина вы не узнаете положительно: оно опустело, дома осунулись, торговли нет никакой. Люди с капиталом, которые надеялись продолжать свои дела успешно и в канаве, также упали. Постройка судов в этих местах прекратилась почти вовсе... прекратились и кузнечные работы... Крестьяне этого округа обеднели наравне с мещанами. Общий уровень развития понизился на несколько ступеней».

Канал неудобен

Были и другие негативные последствия с появлением судоходного канала. В годы его строительства, а затем и эксплуатации, вырубили существенную часть леса, оголив тем самым южный берег озера. К тому же из-за поднятия воды в устьях небольших рек, подпитывающих канал, происходило подтопление обрабатываемых земель. Жаловались местные и на то, что рыбы в водоеме стало значительно меньше.

© public domain (Старые шлюзовые ворота на Белозерском канале, 1909 г.)
© public domain (Старые шлюзовые ворота на Белозерском канале, 1909 г.)

В свою очередь Мариинская система успешно развивалась — в 1870-е на нее приходилось порядка 70% всех водных перевозок в европейской части России. Однако Белозерский канал не удовлетворял в полной мере запросам судовладельцев и перевозчиков, от которых нередко можно было услышать замечания относительно самого сооружения. Критика в основном касалась неудобного входа со стороны Шексны — шлюзы оказались крайне узкими. Были и другие нарекания.

К. К. Случевский. По Северо-Западу России. — СПб., 1897. — Т. I: По Северу России. — С. 49:

«Канал (длина его 63 версты), пропускающий через три шлюза от 48 до 60 судов в день, настолько узок, что пароход, двигаясь тихим ходом, правым кожухом едва не касается берега, левым — вытянутых в линию судов».
© SadPetzl / CC BY-SA 4.0 (Белозерский канал, 2022 г.)
© SadPetzl / CC BY-SA 4.0 (Белозерский канал, 2022 г.)

Все эти проблемы в дальнейшем были решены. Шлюзы перестроили в 1880-х — один из них демонтировали, а два других перенесли и, соответственно, расширили. Мероприятия по улучшению водного пути осуществлялись и позднее. Сегодня ширина канала составляет почти 33 м. Объект имеет исключительно местное значение и является по сути непризнанным официально памятником.

При подготовке статьи использованы следующие материалы:

  1. Гycaкoв Б. Л., Дружинин Г. В. Белое озеро. — Л., 1983. — С.43-47
  2. Движение судоходства в Рыбинске в 1846 г. и важность открытия нового Белозерского канала // Современник. — СПб., 1847. — Т. I. — Разд. IV. — С. 22-24
  3. Прокофьев М. Судоходство и пароходство по рекам Волге, Оке, Каме, Шексне и Свири. — СПб., 1869. — С. 23
  4. Пути и способы перевозки грузов с низовых пристаней Волги к Санкт-Петербургу. — СПб., 1868. — С. 17
  5. Случевский К. К. По Северо-Западу России. — СПб., 1897. — Т. I: По Северу России. — С. 49