В августе 1846 года по Белозерскому каналу прошло первое судно. Новое гидротехническое сооружение стало неотъемлемой частью Мариинского водного пути, соединившего бассейн Волги с Балтийским морем.
Идея создания последнего родилась еще при Петре I. На протяжении всего XVIII в. несколько раз проводились изыскательские работы, однако осуществить задуманное удалось лишь в следующем столетии — от Рыбинска до Санкт-Петербурга суда начали курсировать с 1810 года; на преодоление маршрута уходило чуть более ста дней.
Белозерки в помощь
В дальнейшем происходило усовершенствование Мариинской системы для более эффективного и безопасного судоходства. С этой целью строились и новые приозерные каналы, включая Белозерский. На необходимость прорытия последнего указывалось уже на следующий год после начала эксплуатации водного пути, а в 1812-м подготовили соответствующий проект. Но по ряду причин реализован он не был. Пришлось ждать более 30 лет.
В этот период проблему мелководья на Белом озере, считавшемся в то время одним из самых бурных и опасных, решали перевалкой грузов на суда с меньшей осадкой. Хотя в основном использовались так называемые «белозерки» — вместительные лодки длиной около 6,5 м и осадкой 0,3 м.
Так как сложности у больших судов возникали уже на Шексне, эти лодки перевозили грузы от Рыбинска до Вытегры или Вознесенья, где их переваливали и отправляли, как правило, на запад в Петербург. Некоторые корабли доходили до Крохино (располагалось в 17 км к востоку от Белозерска), поэтому иногда маршрут для белозерок был короче. К слову, в стихию и они не всегда справлялись с задачей. Например, из источников прошлого известно, что в шторм 1832-го перевернулось более 60 судов и местные перевозчики и купцы понесли немалые убытки.
Старт проекта
Первый раз к строительству обводного канала приступили в 1819-м, но работы были прерваны. В 1830-х разработали новые проекты, включая менее масштабный, по которому длина пути составляла примерно 8,5 км — планировалось обойти лишь наиболее проблемный участок у истока Шексны. Но этот вариант отвергли. После долгих споров относительно трассировки канала (в частности, рассматривался вопрос обходить ли Белозерск), в 1843-м наконец было начато его строительство.
Длина искусственного судоходного маршрута в итоге составила почти 67 км, ширина по дну — 17 м, а глубина — чуть более 2 м. Было сооружено два шлюза на Шексне, уровень воды которой оказался на 4 м ниже, чем в канале. Еще один аналогичный гидротехнический объект появился на Кожве, где уровень воды был ниже на 1,8 м. Вдоль канала проложили дорогу для возможности конной тяги судов. В самом Белозерске появилась гавань. Ожидалось, что за навигацию здесь будет проходить до 60 тыс. судов.
Движение судоходства в Рыбинске в 1846 г. и важность открытия нового Белозерского канала // Современник. — СПб., 1847. — Т. I. — Разд. IV. — С. 22-24:
«Известно, что в Рыбинск стекаются от низовых пристаней все товары, назначаемые к отправлению с Волги по вышневолоцкой, мариинской и тихвинской системам, преимущественно к Петербургу... Судоходство по мариинской системе от мелководья встречало также в течение прошлого лета большие затруднения. Но открытие в минувшем августе белозерского канала дало новую жизнь мариинской системе ускорением хода судов, предохраняемым их от гибели и значительным понижением провозной платы... Главнейшее неудобство мариинской системы состояло в необходимости переплывать Белое Озеро... При переходе через озеро ежегодно погибало груза на несколько десятков тысяч рублей серебром. В настоящее время опасность навсегда отвращена прорытием обводного около Белого Озера канала, который и назван белозерским».
Обратная сторона
Что касается Белозерска и близ лежащих населенных пунктов (в первую очередь Крохина), которые раннее, благодаря грузоперевозкам, богатели и процветали, теперь же начали попросту увядать.
М. Прокофьев. Судоходство и пароходство по рекам Волге, Оке, Каме, Шексне и Свири. — СПб., 1869. — С. 23:
«Теперь Крохина вы не узнаете положительно: оно опустело, дома осунулись, торговли нет никакой. Люди с капиталом, которые надеялись продолжать свои дела успешно и в канаве, также упали. Постройка судов в этих местах прекратилась почти вовсе... прекратились и кузнечные работы... Крестьяне этого округа обеднели наравне с мещанами. Общий уровень развития понизился на несколько ступеней».
Канал неудобен
Были и другие негативные последствия с появлением судоходного канала. В годы его строительства, а затем и эксплуатации, вырубили существенную часть леса, оголив тем самым южный берег озера. К тому же из-за поднятия воды в устьях небольших рек, подпитывающих канал, происходило подтопление обрабатываемых земель. Жаловались местные и на то, что рыбы в водоеме стало значительно меньше.
В свою очередь Мариинская система успешно развивалась — в 1870-е на нее приходилось порядка 70% всех водных перевозок в европейской части России. Однако Белозерский канал не удовлетворял в полной мере запросам судовладельцев и перевозчиков, от которых нередко можно было услышать замечания относительно самого сооружения. Критика в основном касалась неудобного входа со стороны Шексны — шлюзы оказались крайне узкими. Были и другие нарекания.
К. К. Случевский. По Северо-Западу России. — СПб., 1897. — Т. I: По Северу России. — С. 49:
«Канал (длина его 63 версты), пропускающий через три шлюза от 48 до 60 судов в день, настолько узок, что пароход, двигаясь тихим ходом, правым кожухом едва не касается берега, левым — вытянутых в линию судов».
Все эти проблемы в дальнейшем были решены. Шлюзы перестроили в 1880-х — один из них демонтировали, а два других перенесли и, соответственно, расширили. Мероприятия по улучшению водного пути осуществлялись и позднее. Сегодня ширина канала составляет почти 33 м. Объект имеет исключительно местное значение и является по сути непризнанным официально памятником.
При подготовке статьи использованы следующие материалы:
- Гycaкoв Б. Л., Дружинин Г. В. Белое озеро. — Л., 1983. — С.43-47
- Движение судоходства в Рыбинске в 1846 г. и важность открытия нового Белозерского канала // Современник. — СПб., 1847. — Т. I. — Разд. IV. — С. 22-24
- Прокофьев М. Судоходство и пароходство по рекам Волге, Оке, Каме, Шексне и Свири. — СПб., 1869. — С. 23
- Пути и способы перевозки грузов с низовых пристаней Волги к Санкт-Петербургу. — СПб., 1868. — С. 17
- Случевский К. К. По Северо-Западу России. — СПб., 1897. — Т. I: По Северу России. — С. 49