Найти тему
Константин Двинский

Прощай, кубышка Силуанова!

Сегодня заместитель главы Минэкономразвития Илья Торосов сообщил, что в 2024 году 880 млрд рублей средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) будет проинвестировано в проекты реального сектора экономики. Таким образом, уже третий год подряд как ФНБ перестал быть "кубышкой Силуанова" и стал полноценным фондом развития русской экономики. Или, другими словами, инвестиционным фондом правительства.

Подобные перемены произошли благодаря личной позиции главы правительства Михаила Мишустина и первого вице-премьера Андрея Белоусова. Руководствуясь целями развития, а не встраивания России в мировое разделение труда, государственники кардинально изменили принцип функционирования ФНБ.

Если рассмотреть структуру вложений в 2023 году, то всего был потрачен 1,1 трлн рублей. Из них примерна половина ушла на поддержку и развитие авиационной отрасли, также финансировали авто и железнодорожное строительство, инфраструктуру ЖКХ, судо и железнодорожное машиностроение, высокотехнологичный сектор и т.д.

Что касается проектов 2024 года, то здесь их список пока не раскрывается. За исключением одного проекта. Я бы даже сказал мегапроекта. Это газоперерабатывающий завод "Газпрома" в Усть-Луге. Его мощность составит 13 млн тонн СПГ в год, 3,8 млн тонн этановой фракции, из которой затем будут производиться полимеры (около 3 млн тонн), а также 2,4 млн тонн СУГ. Общая стоимость проекта составляет 4,9 трлн рублей. Из них 392 млрд составят средства ФНБ. Разумеется, на возвратной основе.

Изначально первую линию мегазавода в Усть-Луге предполагалось запустить в 2024 году, однако срок сдвинули на 2027 год. Причина банальна - отказ немецкого подрядчика Linde в поставке оборудования. Но не страшно. Как и в случае с "Арктик СПГ-2", решение будет найдено. Скорее всего, уже найдено, раз начинается активная инвестиционная фаза.

Как это часто бывает при появлении подобных новостей, повылезали вечнокритикующие все и вся, начиная кричать, что "Газпром", дескать, и сам мог профинансировать строительство завода, так как у него много денег.

Во-первых, денег после потери премиального европейского рынка газа у "Газпрома" изрядно поубавилось.

Во-вторых, речь идет о выделении из ФНБ 392 млрд рублей из необходимых 4,915 трлн (то, есть 8%). Правда, есть вероятность, что в последующие годы могут быть выделены дополнительные транши в общем объеме до 900 млрд рублей. Но и это составит только 18% от общей стоимости проекта.

В-третьих, и "Газпром", и ФНБ де-факто являются государственными структурами. Просто имеют разную юридическую форму и выполняют разные задачи. То есть, государство в действительности перекладывает деньги из одного своего кармана в другой, что является абсолютно нормальной практикой.

Системные либералы годами навязывали тезис, что ФНБ - отдельно, бюджет - отдельно, госкомпании - отдельно и т.д. Однако подобный подход приводил к абсурду, поскольку во многих случаях госкомпании или тот же бюджет вынуждены были выходить на долговой рынок и привлекать займы по невыгодным для себя условиям, в то время, как в других карманах имелись излишки финансовых ресурсов.

Как видим, при Мишустине данный подход уходит в прошлое. Хотя некоторые принципы ушедшей эпохи либерализма еще сохраняются. Но это дело времени.

Теперь о негативных моментах. 880 млрд рублей за весь 2024 год - это, конечно, мало. Должно быть значительно больше. Однако "благодаря" политике Минфина, который определял в прошлом году (и, скорее всего, продолжает определять в этом) уровень нефтегазовых доходов, ориентируясь на данные британского агентства Argus, мы имеем значительный недобор нефтяных налогов. Его можно оценить в 600 млрд рублей. Подробнее данный вопрос я расписывал здесь.

Также анахронизмом остается практика перечисления доходов от использования средств ФНБ в федеральный бюджет, в то время, как эти деньги должны оставаться в Фонде и реинвестироваться в следующие проекты. Вместе с дивидендами "Сбербанка" набегает неплохая сумма, которую можно оценить примерно в 500-550 млрд рублей.

Если правительство действительно хочет продолжать и расширять практику использования средств ФНБ для финансирования крупнейших проектов развития, необходимо исправить как минимум два вышеописанных положения, так как сугубо нефтегазовых сверхдоходов для выполнения поставленных задач не хватит.

Не забываем ставить лайк :)
Подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить!