Сегодня заместитель главы Минэкономразвития Илья Торосов сообщил, что в 2024 году 880 млрд рублей средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) будет проинвестировано в проекты реального сектора экономики. Таким образом, уже третий год подряд как ФНБ перестал быть "кубышкой Силуанова" и стал полноценным фондом развития русской экономики. Или, другими словами, инвестиционным фондом правительства.
Подобные перемены произошли благодаря личной позиции главы правительства Михаила Мишустина и первого вице-премьера Андрея Белоусова. Руководствуясь целями развития, а не встраивания России в мировое разделение труда, государственники кардинально изменили принцип функционирования ФНБ.
Если рассмотреть структуру вложений в 2023 году, то всего был потрачен 1,1 трлн рублей. Из них примерна половина ушла на поддержку и развитие авиационной отрасли, также финансировали авто и железнодорожное строительство, инфраструктуру ЖКХ, судо и железнодорожное машиностроение, высокотехнологичный сектор и т.д.
Что касается проектов 2024 года, то здесь их список пока не раскрывается. За исключением одного проекта. Я бы даже сказал мегапроекта. Это газоперерабатывающий завод "Газпрома" в Усть-Луге. Его мощность составит 13 млн тонн СПГ в год, 3,8 млн тонн этановой фракции, из которой затем будут производиться полимеры (около 3 млн тонн), а также 2,4 млн тонн СУГ. Общая стоимость проекта составляет 4,9 трлн рублей. Из них 392 млрд составят средства ФНБ. Разумеется, на возвратной основе.
Изначально первую линию мегазавода в Усть-Луге предполагалось запустить в 2024 году, однако срок сдвинули на 2027 год. Причина банальна - отказ немецкого подрядчика Linde в поставке оборудования. Но не страшно. Как и в случае с "Арктик СПГ-2", решение будет найдено. Скорее всего, уже найдено, раз начинается активная инвестиционная фаза.
Как это часто бывает при появлении подобных новостей, повылезали вечнокритикующие все и вся, начиная кричать, что "Газпром", дескать, и сам мог профинансировать строительство завода, так как у него много денег.
Во-первых, денег после потери премиального европейского рынка газа у "Газпрома" изрядно поубавилось.
Во-вторых, речь идет о выделении из ФНБ 392 млрд рублей из необходимых 4,915 трлн (то, есть 8%). Правда, есть вероятность, что в последующие годы могут быть выделены дополнительные транши в общем объеме до 900 млрд рублей. Но и это составит только 18% от общей стоимости проекта.
В-третьих, и "Газпром", и ФНБ де-факто являются государственными структурами. Просто имеют разную юридическую форму и выполняют разные задачи. То есть, государство в действительности перекладывает деньги из одного своего кармана в другой, что является абсолютно нормальной практикой.
Системные либералы годами навязывали тезис, что ФНБ - отдельно, бюджет - отдельно, госкомпании - отдельно и т.д. Однако подобный подход приводил к абсурду, поскольку во многих случаях госкомпании или тот же бюджет вынуждены были выходить на долговой рынок и привлекать займы по невыгодным для себя условиям, в то время, как в других карманах имелись излишки финансовых ресурсов.
Как видим, при Мишустине данный подход уходит в прошлое. Хотя некоторые принципы ушедшей эпохи либерализма еще сохраняются. Но это дело времени.
Теперь о негативных моментах. 880 млрд рублей за весь 2024 год - это, конечно, мало. Должно быть значительно больше. Однако "благодаря" политике Минфина, который определял в прошлом году (и, скорее всего, продолжает определять в этом) уровень нефтегазовых доходов, ориентируясь на данные британского агентства Argus, мы имеем значительный недобор нефтяных налогов. Его можно оценить в 600 млрд рублей. Подробнее данный вопрос я расписывал здесь.
Также анахронизмом остается практика перечисления доходов от использования средств ФНБ в федеральный бюджет, в то время, как эти деньги должны оставаться в Фонде и реинвестироваться в следующие проекты. Вместе с дивидендами "Сбербанка" набегает неплохая сумма, которую можно оценить примерно в 500-550 млрд рублей.
Если правительство действительно хочет продолжать и расширять практику использования средств ФНБ для финансирования крупнейших проектов развития, необходимо исправить как минимум два вышеописанных положения, так как сугубо нефтегазовых сверхдоходов для выполнения поставленных задач не хватит.