Найти тему
ПоУшиВКино

Наряды в чёрной комедии “Фаворитка” (2018, The Favourite)

Йоргос Лантимос (Yόrgos Lánthimos) – необычный режиссёр. В его историях присутствует двусмысленность, что позволяет зрителям интерпретировать сюжет совершенно по-разному. Возможно, двусмысленность и порождает отстранённость между зрителями и персонажами. Они обмениваются репликами либо преувеличивая эмоции, либо сводя их к минимуму, но это обычно идёт контрастом к ситуациям, в которых персонажи находятся. На основе всего этого и складывается общее ощущение сюрреализма и абсурда.

Выставка костюмов из фильма "Фаворитка" в Кенсингтон-пэлес, 2018 год
Выставка костюмов из фильма "Фаворитка" в Кенсингтон-пэлес, 2018 год

Чёрная комедия “Фаворитка”, чей сюжет основан на реальной истории королевы Анны и двух её фавориток, имевшей место в Англии 18 века, – это отличный пример творческого стиля Йоргоса Лантимоса. Вчера я о нём сделала публикацию, но посчитала, что без упоминания костюмов рассказ будет неполным. Они в некотором роде тоже принимают участие в формировании гротеска и абсурда.

В "Фаворитке" имеются неточные детали, касающиеся манеры общения между действующими лицами, а также костюмов – для женщин зачастую в чёрно-белой гамме, – причёсок и макияжа. Тем не менее всё это отлично вписалось в общую эстетику абсурда.

Художником по костюмам на этом проекте была Сэнди Пауэлл (Sandy Powell), в чьём послужном списке числятся “Ирландец”, “Влюблённый Шекспир”, “Кэрол”, “Авиатор”. Всего у неё 15 номинаций на премию Oscar, из них три победы. Костюмы из "Фаворитки" имеют номинацию на Oscar, но на церемонии BAFTA Film Awards-2019 одержали победу, обойдя Джулиана Дэя (Julian Day) с “Богемской рапсодией”.

В качестве референсов Сэнди Пауэлл использовала голландские картины 17-го века, современную моду, фильмы "Шёпоты и крики" (1972, Viskningar och rop) Игмара Бергмана и "Контракт рисовальщика" (1982, The Draughtsman's Contract) Питера Гринуэя. Второй фильм для неё имеет сентиментальное значение.

Бюджет на производство фильма был ограниченным, потому Сэнди Пауэлл приходилось находить способы в него уместиться, но чтобы качество не пострадало. Так, цветовая гамма костюмов стала минималистичной, для изготовления костюмов использовались в основном ткани и отделка попроще. Покупки для этого она делала в благотворительных магазинах и через eBay.

Униформа прислуги
Униформа прислуги

При создании причёсок не использовался лак для закрепления. По словам парикмахера Нади Стейси (Nadia Stacey), режиссёр Йоргос Лантимос запускал в готовую причёску пальцы, чтобы придать ей более естественный вид. Макияж для трёх центральных героинь тоже был сведён к минимуму, но для окружающих их лиц вульгарность в густом макияже и скульптурных причёсках расцвела смело. По словам Йоргоса Лантимоса, женщины в этой истории не должны быть сильно накрашены, а вот мужчинам, с другой стороны, нужно быть похожими на нелепых павлинов: “Мы хотели показать, что, хотя мужчины в тот период действительно одевались подобным образом – в разноцветные пиджаки и гигантские парики – и у них были важные роли, в "Фаворитке" они похожи на пушинку на втором плане, как обычно выглядят женщины в исторических фильмах. Обычно они служат украшением для мужчин, а в моём фильме иначе”.

Платья той эпохи состояли из трёх частей: юбки, корсажа, треугольной детали на лифе, украшенной бантами, драгоценными камнями и бижутерией, и мантуи – то, что надевали поверх другой одежды. Сэнди Пауэлл “облегчила” настоящие наряды; они бы стали очень тяжёлыми, будь они из парчи, но Пауэлл создала почти все платья из лёгких хлопчатобумажных тканей, часто с этническим принтом.

Пауэлл сохранила скульптурные силуэты для платьев, свойственные тому историческому периоду, но к выбору ткани подошла креативно. Униформа для прислуги (лифы, жилеты и юбки) была создала из переработанной джинсовой ткани, купленной в благотворительных магазинах, ночная рубашка и халат королевы Анны – из муслиновых покрывал с вышивкой candlewick, сделанной хлопчатобумажной нитью; в одной из сцен Сара Черчилль одета в потрясающую мантую, которая выглядела изысканно и дорого, но на самом деле это был дешёвый винил.

Королева Анна, Сара и Абигейл. Мантуя Сары из винила, но выглядит внушительно
Королева Анна, Сара и Абигейл. Мантуя Сары из винила, но выглядит внушительно

Как пишет Vogue, костюмы в "Фаворитке" сильны тем, что они не перегружают центральных героинь материальными излишествами, а вместо этого помогают зрителю сосредоточиться на их поведении, эмоциях и недостатках. Это правда.