Найти тему
ПоУшиВКино

“Фаворитка” (2018, The Favourite): Незаменимых у нас нет

Оглавление

Сделать абсурдное художественное произведение не так-то просто, чтобы оно сохранило форму и привлекательность. История Йоргоса Лантимоса (Yorgos Lanthimos) “Фаворитка”, чёрная комедия, заводящая зрителя в покои английской королевы Анны, как раз является примером хорошего абсурда. Греческому режиссёру удаются такие чёрные провокационные картины – будь то его основополагающий и стилеобразующий “Клык”, или не менее популярный “Лобстер” и самый свежий стимпанк “Бедные-несчастные”.

Он достаточно отвратителен, благодаря визуальной части и откровениям, которые тут не пытаются скрывать, наоборот, всячески их поощряют. Причём преувеличивают то, чего не было ради того самого гротеска. А жизнь при королевском дворе – это благодатная почва, чтобы использовать её для спекуляции и потворству фантазии пуститься во все тяжкие.

Но фильм парадоксально искренен, что позволяет ему занять место в ряду талантливых картин – смелых и неоднозначных. При всех своих достоинствах (смелый визуальный стиль, отличный монтаж, игра актёров и красивые костюмы) это не помешает ему быть отвергнутым, что трудно осудить – в нём словно всё направлено на то, чтобы вызвать возглас негодования. Хотя бы потому, что в сюжете преподносится вольная трактовка моды, языка и отношений между Королевой и её фаворитками*. Но как не включить сексуальный подтекст в сюжет, где речь идёт о власти, ведь она, как говорил Киссинджер, является самым возбуждающим средством.

*Историки утверждают, что сексуальные отношения между королевой и фаворитками были маловероятными. Анна была предана своему мужу, принцу Джорджу Датскому, и регулярно беременела на протяжении всего их брака. Даже в то время, когда произошло сближение с Абигейл, Анна продолжала делить постель со своим больным мужем вплоть до его кончины в 1708 году. Она также была известна своей ханжеской натурой по причине христианской веры, и вряд ли можно предположить, что ухудшение её здоровья на протяжении всего её правления усиливало сексуальный аппетит.

Сюжет

В фильме затронута часть истории Англии в начале 18 века, когда шла война за испанское наследство – конфликт, начавшийся после смерти последнего короля из династии Габсбургов. На тот момент Англия и Шотландия объединились в Великобританию, на престол взошла Анна, последняя из монаршей семьи Стюартов, и она стала первой королевой Великобритании и Ирландии.

В 1708 году лорд Мальборо отправился на фронт, чтобы защитить честь британского государства в сражении с французской армией, а в это время его супруга Сара Черчилль, герцогиня Мальборо (Рейчел Уайс), занималась планированием военных операций и политикой государства в обход действующей Королевы Анны (Оливия Колман), которая не могла в полную силу отдавать себя делам из-за очень слабого здоровья, особенно подорванного подагрой. Но Сара и Анна были знакомы с детства, потому последняя сделала Сару герцогиней после своей коронации и назначила её хранительницей Личной казны и помимо этого пожаловала ей много других весомых должностей при дворе.

Сара Черчилль и королева Анна
Сара Черчилль и королева Анна

В Кенсингтон-пэлес прибывает Абигейл Хилл, её отец был дядей герцогини Мальборо. Положение Абигейл плачевно – отец проиграл её в карты, а себя запер в дом и сжёг заживо. Зная, что отец хорошо относился к Саре, она решила обратиться к ней, чтобы та оказала помощь и нашла ей место при королевском дворе. Сара дала Абигейл место посудомойки на кухне, но девушка быстро поняла, что ситуацию можно улучшить ещё, главное умело воспользоваться своими умственными способностями, открывающими двери в любое сердце.

Абигейл Хилл, в будущем леди Мэшем
Абигейл Хилл, в будущем леди Мэшем

Операторская работа

Фильмы, основанные на реальных исторических сюжетах, вещь рискованная. Те, кто любит историю, может оказаться оскорблённым, что факт безбожно неправильно истолкован. Те, кто не вдавался в подробности, посмотрит происходящее на экране просто как очередной развлекательный аттракцион. Но третьим вариантом восприятия – и очень важным – является то, что исследования тоже делали люди (пусть и по документам), что не исключает погрешностей. Всего, что было на самом деле, никто знать не может хотя бы потому, что люди 21 века не жили в начале 18го (если брать конкретно эту историю).

Сторонний и неправдоподобный взгляд в прошлое в “Фаворитке” подчёркивается, на мой взгляд, очень остроумно. Здесь часто ведётся панорамная съёмка, используются объективы “рыбий глаз”, освещение зачастую естественное, что создаёт настоящее ощущение подглядывания в чужую жизнь и вселяет чувство тревоги. И в этом гротескном эффекте подглядывания заключается искусство этого фильма – передать, что о достоверности говорить опрометчиво, есть место для множества допущений из-за стороннего взгляда и собственного мнения на ситуацию. Но основная линия, – что страшная, истерзанная войной страна на гниющих ножках (воплощённая королевой Анной), находится в руках особо приближённых к правителю людей, соперничающих друг с другом, – прослеживается очень отчётливо. Визуальная трактовка истории оператором передала абсурдность той окружающей среды, в которой перемешались личные отношения и политика.

Оператором в этом фильме был ирландский оператор Робби Райан (Robbie Ryan) – он и Лантимос сотрудничали здесь впервые, вторым их проектом стала стимпанк комедия “Бедные-несчастные” 2023 года. Оба они визуальные маэстро, что и проявилось в обоих их совместных работах.

Оператор Робби Райан и бригадир команды технического оснащения Энди Вудкок (Andy Woodcock) - на съёмочной площадке фильма "Фаворитка"
Оператор Робби Райан и бригадир команды технического оснащения Энди Вудкок (Andy Woodcock) - на съёмочной площадке фильма "Фаворитка"

Планы в этом фильме по стилю похожи на картины нидерландского художника-новатора Яна ван Эйка. Его стиль очень созвучен Йоргосу Лантимосу; как греческий режиссёр занял свою нишу в кинематографе, так и художник в своё время на голову возвышался над своими современниками, прорисовывая мельчайшие детали и уделяя большое внимание свету, цвету и тени. В “Фаворитке” сочетание вкусов греческого режиссёра и ирландского оператора нашли наилучшее применение.

Структура повествования

Деление и текстов, и видео на главы – это, как ни крути, всегда помогает облегчать восприятие. Особенно это хорошо работает в исторических сюжетах с интригами и множеством действующих лиц, которые соединяются между собой корыстными и порочными интересами.

Хотя здесь центральное место занимают три женщины, но всё же вокруг них достаточно вспомогательных лиц, необходимых для движения истории вперёд.

Опять же смелость чёрной комедии “Фаворитка” заключается в том, что здесь на первое место выдвинуты женщины в трёх нелицеприятных ролях – вечно больная королева, правительница, измученная подагрой (Анна), умная и симпатичная, но вся в дерьме и грязи жертва насилия (Абигейл), бизнес-вуман со стальным стержнем, желающая разжигать войну (Сара). Словно намеренно их одарили характеристиками, за которые их трудно полюбить. Снимая одну маску, они обнажают что-то, что отталкивает от них ещё больше. Чего стоит Абигейл, которая прилагает виртуозные усилия ради сохранения своего обретённого статуса при дворе – она перехватывает письмо во имя примирения от Сары и подливает масла в огонь, сообщая Анне о воровстве средств из бюджета страны для финансирования военной кампании.

Эта история поделена на восемь глав с собственными названиями. В первой части проводится знакомство с Абигейл Хилл, будущей фавориткой, и её нравом, а также бегло показано то, что происходит при королевском дворе. Сара Черчилль проявляла жестокость по отношению к королеве, говоря ей безапелляционную правду, критикуя её действия и внешность, а также проявляя смелые политические амбиции. Она контролировала государственные дела, включая продолжение войны между Англией и Францией.

Во второй главе очерчивается характер Сары Черчилль ещё больше и даётся понимание того, что Абигейл для неё – достойная соперница. В третьей главе у Абигейл завязываются тесные отношения с королевой Анной – девушка покоряет Анну своим тёплым отношением к семнадцати кроликам, на которых Сара смотрит свысока и серьёзно не относится, несмотря на то, что королева ассоциирует их с каждым из потерянных детей. Этот приём с холодной фавориткой и мягкосердечной сироткой выстреливает во второй половине фильма, когда становится ясно, чего стоят эти повадки от каждой из женщин.

В четвёртой главе происходит затягивание сюжетной интриги, когда становится очевидным противостояние между Сарой и Абигейл; вторая стала явно опережать действующую фаворитку королевы. И четвёртая часть заканчивается ровно посередине хронометража всего фильма, обычно середина фильма символизирует переломный момент в истории, и в пятой главе Абигейл делает решительный шаг для устранения препятствия со своего пути – она решает отравить Сару.

В шестой главе Абигейл получает то, чего хотела, прибыв в королевский замок – она возвращает статус, утраченный из-за эксцентричных выходок её отца. В седьмой главе Сара остаётся позади находчивой девчонки, хотя и пытается доказать свою верность королеве. Восьмая глава показывает, что Сара и её муж больше не угодны при дворе, Абигейл остаётся при королеве как новая фаворитка, но её путь заканчивается так же, как и начался. Сара на прощание бросает ей: “Думаешь, ты победила?” И подтверждение правоты павшей первой леди не заставляет себя долго ждать.

В самом конце фильма Абигейл ликует от своей победы, она сидит в покоях королевы и ставит ногу на одного из её кроликов, наслаждаясь его писком. Бедолага писается, и Абигейл это веселит, но королева Анна, заметив это, приходит в ярость. Она понимает, что создала монстра своим доверием/доверчивостью.

Она прибывает в замок, замаранной в грязи с нечистотами и жалуясь на страшную вонь от этой грязи, но, оставшись при дворе, она оказывается на коленях возле королевы, которая заставляет её массировать её больные ноги, измученные подагрой, и со стороны это похоже на имитацию полового акта – доминирования и подчинения. Абигейл, в чьи волосы вцепились пальцы Анны, понимает, что её ситуация вернулась к той же точке, когда отец, проиграв её в карты, отдал её толстому немцу. Эта сцена расставляет акценты: этот фильм о власти, и приказывает тот, у кого она есть. Анна показала, при всей своей физической и психической немощности, что она по-прежнему Королева и власть находится в её руках, несмотря на попытки манипулировать ею, а фаворитка должна знать своё место.