В стародавние времена придумали интересное понятие: честь. Кроме прочего, в него входили соответствие слов и действий, выполнение данных на всю жизнь клятв, следование строгому моральному кодексу. Люди изобрели пословицы и поговорки, которые напоминают, что важнее этой самой чести в жизни нет ничего, включая саму жизнь:
- Береги честь смолоду.
- Честь головою оберегают.
- Не кусок пирога, а честь дорога.
- Честь ум рождает, а бесчестье и последний отнимает.
И действительно, люди (чаще, думаю, знатные) настолько дорожили своей честью, что пачками умирали на дуэлях. Конструкт стал настолько самоценным, что человек не мог вынести бесчестья.
Если посмотреть на само слово, мы можем заметить, что у него есть собрат – честность. На первый взгляд, они очень похожи. Мы часто называем честностью поведение, при котором человек сдерживает свои обещания и вообще действует согласно сказанному им ранее. Однако, мы не учитываем одного: то, что было честным тогда, может не являться таковым сейчас.
Нам удобно представлять другого (а иногда и себя) существом статичным. Мы фантазируем, что, если человек в 5 лет любил есть пирожки с яйцом и капустой, то он их любит и в 45. Если он любил нас в 20 лет, то обязан любить и в 80. Если три года назад нам сказали, что можно обращаться за помощью в сложной ситуации, значит, всё еще можно. Этакий фантастический мир, в котором всё замерло и умерло.
Живая реальность, однако, сильно от такой картины отличается. Каждый из нас меняется, и единственное, что стабильно, — это изменчивость. Мы можем полюбить и разлюбить, пообещать и передумать, собраться и не сделать. Потому что собирался один человек и в одних обстоятельствах, а исполнять нужно другому человеку в другом мире. Будет ли честным перед собой и другим человек, делая то, что он не хочет сейчас делать, только потому, что неделю, месяц, год назад он думал, что он неизменен?
Вот и получается, что честность привязана к «здесь и сейчас», а честь – к несуществующему, зато очень стабильному фантому. И это не синонимы, а антонимы. Человек, озабоченный собственной честью, не живёт, не адаптируется, не изменяется. Он – та самая река, в которую можно входить хоть дважды, хоть трижды, хоть сто раз подряд. Он замурован заживо.
Автор: Суханова Аглая Александровна
Психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru