Найти тему
На разу

История 4. Я вам пишу тире и точкой... Женщина почтово-телеграфный чиновник Клавдия Погожева

30 января 1891 года в пятницу в мещанской семье Погожевых родилась девочка. Назвали ее Клавдией. Кстати, двумя годами ранее в этот же день на свет появился ее старший брат Василий. Клавдия четвертый ребенок в семье. Запись о рождении и крещении занесена в метрическую книгу Иоанно-Предтеченской церкви г. Тотьмы. Крестили малышку 1 февраля. В автобиографии в 40-е годы этот факт зафиксирован так: “родилась в семье Погожева Мих. Арх. тотемского мещанина. Отец занимался извозом и земледелием”

Иоанно-Предтеченская церковь, где крестились, женились Погожевы самая дальняя на этом фото.

В первый год нового столетия (в 1901 году) Клавдия пошла в школу, вернее поступила в Тотемскую Мариинскую прогимназию, которая во время ее обучения стала гимназией. Отучилась до 6 класса, точнее, окончила 5.

В 1880 г. в честь 25-летия царствования императора Александра II прогимназия получила имя императрицы Марии Александровны, покровительницы женского образования, и стала именоваться «Мариинской». Первой начальницей прогимназии была А. Кокорева. Гимназия имела 7 классов для обучения (ГАВО. Ф. 886. Оп. 1. Д. 7. Л. 1–1 об.).

29 мая 1903 года, Клавдия с Василием (которые в один день с разницей в 2 года) становятся крестными рожденного 24 мая брата Владимира.

В 23 года, а именно, 7 декабря 1915 года Клавдия Михайловна допущена к изучению телеграфного дела в Тотемской почтово-телеграфной конторе. Изучение “дела” не предполагало получения жалования. Начальник конторы в “сведении об обучающем почтово-телеграфную службу” отметил: “усердия хорошаго, поведения отличнаго”.

Имя “Клавдия Погожева” засветилось в Вологодских губернских ведомостях. Что произошло? 26 июня 1916 года начальник архангельского почтово-телеграфного округа назначил “девицу” почтово-телеграфным чиновником 6 разряда Вологодского телеграфного отделения. На фото место работы новоиспеченной женщины-чиновника. Ее жалование составляло 450 рублей в год плюс 100 рублей в год квартирных денег.

-2

При поступлении на работу каждый из чиновников в обязательном порядке давал подписку следующего содержания.

«Я, нижеподписавшийся, сим обязуюсь сохранить в совершенной тайне содержание всех телеграмм, которые дойдут до сведения моего, какого бы существа они не имели, равно не открывать посторонним лицам, кем и кому телеграммы были поданы, в чем даю сию подписку. В противном случае подвергаюсь ответственности по всей строгости закона».

Чиновник должен был направиться по назначению. Девица… Одна… В губернский город…? Папенька - Михаил Архипович - хлопотал о переводе дочери на службу в Тотьму, писал прошение начальнику телеграфного округа, сетовал на “престарелые годы” (ему в 1916 за 50), на отправление 4 сыновей на военную службу (Первая мировая война вовсю идет). Переписка завершилась ответом, что Клавдия должна ходатайствовать сама. Но то ли Клавдия была не в восторге от переезда в уездный городок, то ли никто не заморачивался, то ли в губернской столице чиновники были нужнее, а все осталось как было.

Сложно сейчас говорить о головокружительности карьеры, но за 1,5 года чиновница повысила квалификацию на 2 разряда и уже после великой Октябрьской числилась четверторазрядницей. Интересно, как в 1917 захватывались почты и телеграфы?! Она, наверняка, была свидетелем большой истории или же ворча и сетуя на неразбериху просто приходила работу работать. Но вернемся к квалификации. Что нужно было сделать для повышения разряда? Для того, «чтобы получить пятый разряд почтово-телеграфный чиновник должен был знать французский и немецкий языки (для сортировки международной почтовой корреспонденции, приеме и передаче телеграмм)». В целом, чиновники 3–5 разрядов занимались основной работой в конторе: проводили страховые и денежные операции, продавали марки, принимали и отправляли корреспонденцию и посылки. Чиновник 6 разряда составлял документацию на выплаты и переводы, ведал бухгалтерской и кассовой книгами.

Была ли работа в конторе простой? Вряд ли. В 1915 году выделялся только один нерабочий день – праздник Пасхи. Работа была ежедневной и посменной, начиналась в 6 утра, заканчивалась в 8 вечера. И в губернском, и в уездных городах сотрудники очищали почтовые ящики три раза в день, корреспонденцию и посылки разносили два раза в день. В небольших почтовых отделениях ящики проверяли один раз в день, а где-то эта процедура зависела от времени года: летом проводилась чаще, зимой сокращалась до двух раз в неделю.

В 1917 году условия были вряд ли лучше или спокойней. При таком графике формула работа-дом-работа-дом, наверное, была обычным делом. А если адресно, то Благовещенская 38 (кстати, дом до сих пор стоит) - Александровская 11. Час ходьбы на работу и обратно в день, почтово-телеграфные обязанности по 10-12 часов... Какая тут личная жизнь? А она была. Клавдия - ух - “роста вышесредняго, телосложения средняго, питания умереннаго”, с 1918 года подписывает документы уже фамилией Буренкова.

Клавдия Михайловна имела 20 лет трудового стажа на телеграфе, а с 1937 года до конца Великой Отечественной трудилась лаборантом в Санитарно-бактериальном институте Вологды. В 39 году она с семьей в составе 4 человек проживала по адресу Вологда, ул. Подлесная, д. 43, кв. 6