“Mattel сделал Barbie популярной, но только Bob Mackie смог превратить ее в настоящую икону моды и стиля...»
«Этот именитый дизайнер трудился над нарядами для таких признанных мировых звезд как Джуди Гарланд, Дайана Росс и Мэрилин Монро, но, пожалуй, его главной музой была одна эффектная игрушка массового производства высотой менее 1 фута...
В чем же был секрет этой магии? Просто в его руках она могла быть любой, такой какой мы только ни пожелаем... И это невероятно будоражило фантазию...»
Роберта Гордона Маки (aka Bob Mackie) можно без зазрения совести назвать самым известным и популярным дизайнером, работавшим когда-либо для Barbie. Конечно, прежде всего он был профессионалом своего дела и крайне популярным дизайнером, работавшим для звезд и знаменитостей (его наряды в свое время носили Шер, Тина Тернер, Долли Партон, Дайана Росс, Кэрол Бернетт и многие другие), но нас интересует его профессиональное сотрудничество с Mattel, которое началось в 1990 году, когда свет увидела первая фирменная кукла от Боба Bob Mackie Gold Doll: это было начало новой эры роскошных дизайнерских нарядов для куклы, получившей в обиходе название «Fantasy Couture» – смелый наряд ручной работы насчитывает 5000 золотых пайеток, а белое боа выполнено из натуральных перьев.
Вообще, не даром эру Боба Маки окрестили «Fantasy Couture» - ведь если проследить все его дизайны, созданные на протяжении долгих лет сотрудничеcтва с Mattel (а их уже более 40, и дизайнер продолжает работать и по сей день), то можно с уверенностью сказать, что Боб не из тех, кто сдерживает свою фантазию: все его работы очень сложные, детализированные, имеют замысловатый крой и богатую отделку.
Это очень узнаваемый дизайнерский почерк. Большинство его работ включают также и сложные головные уборы, кристаллы Сваровски или блестки, пришитые вручную. Куклы Боба Маки по-прежнему пользуются популярностью среди коллекционеров Барби, и многие из его работ перепродаются за сотни долларов, их коллекционная стоимость никогда не просядет на рынке.
В далеком 1959 году, когда Barbie впервые дебютировала на Американской международной ярмарке игрушек в Нью-Йорке и ее создательница и соучредитель Mattel Рут Хэндлер только-только познакомила общественность с этой довольно провокационной по тем временим девицей, Боб Маки усердно изучал науку дизайна костюма и историю моды в художественном институте Chouinard Art Institute в Лос-Анджелесе.
Ему еще только предстояло сделать головокружительную карьеру в сфере моды и развлечений, но уже на тот момент его взгляд на женскую фигуру и то, как ее нужно правильно одевать, был четко определен. И по началу, когда он впервые увидел «новинку игрушечного рынка», она его не особо впечатлила.
«Мне показалось, что она совсем не была модной и изысканной» - высказался Боб о кукле, которая изначально была наряжена в простой черно-белый графичный купальник, пару серег-колец и имела задорную прическу-конский хвост.
Мог ли он знать тогда, что станет одним из тех, кто будет непосредственным участником процесса превращения Barbie в икону стиля, ролевую модель и самую популярную блондинку всех времен (прости, Мэрилин)?
84-летний Маки создал 47 индивидуальных кукол для Mattel, причем все они очень отличаются друг от друга: разные молды, типы телосложения, различные сюжетные линии нарядов, и у каждой своя персональная история.
Посмотрим на самых известных из них (листайте галерею):
К тому времени, когда в конце 1980х представители компании Mattel обратились к Бобу Маки с предложением создать свою уникальную куклу Barbie, его карьера в сфере развлечений уже прочно утвердилась благодаря его работе над костюмами на различных шоу на Бродвее и в Лас-Вегасе, а также в эстрадных телевизионных программах, таких как «Митци» известной Митци Гейнор, «Roaring Twenties» - популярнейшего шоу о том, что происходило в моде и искусстве в 20е годы, и «Шоу Сонни и Шер».
Интересный факт: Именно Боб Маки, будучи ассистентом художника по костюмам Жана Луи (Jean Louis), набросал платье, в котором Мэрилин Монро пела «Happy Birthday» Джону Ф. Кеннеди в 1962 году, — и которое Ким Кардашьян так неудачно переодела на Met Gala Ball 60 лет спустя.
Говорят, что Боб был крайне недоволен тем, как Институт Истории костюма поступил с его творением и что отдать платье на "растерзание" Ким было очень неосмотрительным и "вульгарным" шагом.
Его творения принесли ему девять премий «Эмми» и три номинации на премию «Оскар», в том числе одну в 1973 году за фильм «Леди поет блюз», который рассказывает историю невероятной Билли Холидей и описывает ее сложный путь на музыкальный олимп и превращение в джазовую легенду (роль Билли сыграла не менее фантастическая Дайана Росс).
В 1982 году плодовитый дизайнер выпустил собственную коллекцию готовой одежды.
Кэрол Бернетт, для шоу которой на CBS Боб создал порядка 17 000 костюмов, как-то сказала: «Есть отличные модельеры, но они не умеют создавать костюмы... А еще есть изумительные театральные костюмеры и дизайнеры постановок, но они не занимаются модой и очень далеки от нее. А Боб умеет и то и другое, и очень в этом преуспел!»
Как уже упоминалось выше, первое свое творение Маки назвал Bob Mackie Gold Doll, вышла в свет кукла в 1990 году и тут же захватила умы коллекционеров – это была яркая и дерзкая кукла, всем ее захотелось заиметь в персональную коллекцию. И то, что кукла, казалось, стала прообразом почти идентичного сценического наряда Мадонны во время ее тура начала 90х, только подтвердило сверхъестественное чувство духа времени, которое мог уловить дизайнер.
Вскоре Боба захватил творческий поиск и он решил, что пора отходить от преобладающих тенденций эпохи и заняться чем-то новым: «В то время почти у всех американок были светлые волосы», — говорит он. «Как только мы решили делать нашей кукле разные цвета и длину волос, это стало способом сделать Барби кем угодно и позволить ей выглядеть так, как она сама хотела бы».
Хотя с начала 1980-х годов Mattel сотрудничала с несколькими кутюрье, включая Оскара де ла Рента, Донну Каран и Донателлу Версаче, Маки считается первым дизайнером, создавшим собственную полноценную куклу. «Не только наряд, но и весь внешний вид куклы, концепцию ее образа, от волос до лица», — говорит Билл Грининг, главный дизайнер и историк бренда Барби в Mattel. Стоит также отметить, что после того, как за Барби взялся Боб, ее образ усложнился, стал более многомерным и утонченным.
Интересный факт: В 1991 году Mattel решил немного модернизировать молд Superstar, который к этому моменту был крайне популярным и считался базовым для Barbie: решили выпустить похожий молд, но с закрытым ртом. Дебют обновленного молда пришелся как раз на куклу Bob Mackie Neptune Fantasy doll – успех был фантастическим, коллекционеры восприняли новое личико «на ура» и для многих это до сих пор самый любимый Barbie -молд. И так как он по началу ассоциировался именно с этой куклой, то за ним так и закрепилось персональное название Mackie Facemold.
Билл Грининг: «Маки максималист, его эстетика стремится к чрезмерной гламурности, капризной роскоши, кукла с ним взрослеет, но никогда не станет скучной и бесстрастной».
Боб Маки: «Я всегда был прежде всего дизайнером и художником по костюму, и мне не хотелось делать из куклы заурядную стюардессу или бухгалтера, я хотел видеть ее фантазийной дивой в роскошном наряде, необычном, сложном, театральном...»
Для Боба Barbie была такой же клиенткой, как и все остальные его любимые актрисы, телезвезды и певицы. Известный своими тщательно детализированными платьями для красных дорожек и сцены, часто украшенными перьями, блестками, драгоценными камнями и искусно расположенными прозрачными деталями, Маки наполнил всем этим гардероб Barbie – и, как следствие, ее личность – тем же драматизмом, талантом, капризным и чувствительным нравом, как у настоящей знаменитости.
Отрадно, что Маки не стал умалять свой подход к костюмам при пошиве для миниатюрной суперзвезды Mattel: «Когда ты работаешь с девушкой ростом всего 11 дюймов, все дело в масштабе, масштабе и еще раз масштабе», — говорил он. В творениях дизайнера для Барби часто используются техники ручного бисероплетения и вышивки, как видно из его мультикультурной коллекции International Beauty, которая, по словам Маки, является его любимой:
Дизайн роскошных кукол Маки иногда был вдохновлен визуальными мотивами, которые он создавал в первую очередь для сцены: например, его коллекция Jewel Essence Collection 1997 года для Mattel была результатом сильно украшенной работы по костюмам для больших шоу в Вегасе:
Руководство Mattel было поражено работами Боба, созданными для «Шоу Сонни и Шер» и предложили ему поработать над Barbie, наряд которой был бы похож на то, что носила Шер в эфирах шоу. Персональная именная кукла Barbie Sher стала первой из линейки мини-знаменитостей, над которыми работал Боб Маки. Свет увидели мини-копии Дайаны Росс и Кэрол Бернетт (сама теледива утверждала, что получала сотни «своих кукол» от фанатов с просьбой поставить на коробке автограф).
Mattel с гордостью утверждают, что продают около 100 кукол Barbie в минуту в настоящее время. Эта популярность в немалой степени обусловлена вкладом Боба Маки на протяжении многих лет.
«Независимо от того, работаем мы над вышивкой, пайетками или блестками… мы действительно пытаемся передать то самое «волшебство Маки» в масштабе Барби», — говорит Билл Грининг, который впервые совместно работал с дизайнером над серией Барби Шер, воссоздавая запоминающиеся наряды певицы (включая ее скандальный индейский костюм из ее видео «Half Breed» 1973 года).
Куклы-знаменитости от Bob Mackie были не первыми, кто пытался монезировать свою славу в таком масштабе. В 1930-е годы были изготовлены тысячи кукол Ширли Темпл, это совсем не новая идея. Но Боб смог привнести недоступный ранее, амбициозный гламур в образ Barbie и сделать его массовым.
В рамках своего индивидуального видения перспективы и расширения масштабов и границ влияния аутентичности Barbie как ролевой модели и мультикультурной иконы Маки был непреклонен в том, что кукла должна воплощать в своих образах разные этнические группы и расы, должна уметь носить очень разную одежду, специфичную для каждой культуры (хотя и выполненную в характерном для Маки индивидуальном стиле).
«На все мои настоящие показы мод я всегда старался нанимать моделей всех этнических групп, различных цветов кожи, культурной принадлежности и типов», - спокойно говорит дизайнер, возражая против утверждения, что его подход к репрезентации всегда опережал время. «Это мир, в котором мы живем, это реальность».
После продолжительного перерыва Боб вернулся к сотрудничеству с Mattel для создания дизайна нарядов обновленной линейки Holiday Angel Barbie Doll. Куклы были созданы совместно с Билом Гринингом и сильно отличаются от того, что Боб делал раньше в рамках собственных именных выпусков: все гораздо проще, сдержаннее, дешевле, я бы сказала, в соответствии с современными тенденциями и реальной стратегией кукольной корпорации. Что ж, тем ярче выделяются классические работы мастера и тем ценнее они для знатоков и коллекционеров.
Спасибо, что дочитали, вот тут тоже интересно:
💥💥💥