Есть мнение, что поморы «не ходили кругами» (не знаю, что имеется в виду), а всегда жили у себя на севере. Вместе со своим наидревнейшим славянским языком. Это интересное мнение, – конечно, ошибочное, тут чувствуется влияние Жарниковой, – но заслуживающее рассмотрения.
Рассмотрение же стоит начать с замечания, что с формальной точки зрения мнение верно: поморы жили на севере – от Онежского озера вдоль побережья Карелии до Колы, и на восток, на Северной Двине и Вятке, – именно, всегда. Но «всегда» в данном контексте означает, «сколько существуют». Упоминаются же поморы впервые только в XVI веке, – сначала, как жители Беломорского побережья. Поморская же идентичность, позволяющая говорить о них, как об этнической группе, складывается только в XVII столетии. После второй волны миграции из центральной России, связанной с гонениями на староверов.
Была, кстати, и третья волна, но она уже в зачёт не шла. Идентичность сформировалась. Так что, нередкое причисление к «поморам» Михайло Ломоносова не имеет оснований. Его семья переселилась под Архангельск, когда поморы уже существовали.
Но, кстати, кем были поморы до XVI века? Новгородцами. К Белому морю, начав колонизировать его берега, Великий Новгород вышел в XII веке. Однако, сколько-то значительным славянское население севера стало не раньше начала XV века. До этого, «колонизация» не заходила дальше сбора дани с местных племён… Не говоря уж о другом, сам Новгород просто не обладал демографическим потенциалом для освоения сурового и удалённого края. Серьёзные масштабы колонизация приобрела только после присоединения Новгорода к Русскому государству, выросшему из Московского княжества.
Как следствие, поморский говор представляет собой смесь говоров новгородских и владимирских земель… А это значит, что к приходу на Белое море московитов, «русскоязычное» (с новгородским акцентом) население там уже было многочисленным… Но откуда же оно взялось, если Новгород на колонистов был скуп?
Ответить на этот вопрос позволило исследованием ДНК «природных» (не самозваных, каких около 100% сейчас, а тех, чьи предки действительно жили в Архангельской области со средних веков) поморов. Расшифровка показала присутствие легендарной (ибо с ней связано масса современных легенд) R1a1 лишь на уровне 26%. При совсем уж небольшой примеси «славянской» R1a1-z92, видимо, и отражающей участие русских в мероприятии… Основную же массу поморов составляют носители гаплогрупп I и N (скандинавской и финской, соответственно).
Поморский субэтнос сложился в результате культурной ассимиляции новгородцами местного населения, родственного карелам и коми.