В начале ХХ века имя Надежды ЛАмановой было знакомо в России каждому образованному человеку, да и простолюдину тоже. Сочетание слов "платье от ЛАмановой" звучало так же естественно, как "булки от Филиппова", "фрукты от Елисеева" или "коньяк от Шустова". Скажу честно - я о ней не знала НИЧЕГО!
1. Жизнь первая - Поставщица Ея Императорского Величества.
Надежда ЛАманова ( ударение на первый слог фамилии) родилась 26 декабря 1861 году в деревне Шутилово Нижегородской губернии. Незадолго до отмены крепостного права в 1861 году земли эти по наследству перешли к известному писателю и драматургу Петру Боборыкину, который продал их помещикам Русиновым и Ламановым. Так что отставной подполковник Пётр Михайлович Ламанов надеялся на то, что статская жизнь его будет здесь размеренной и спокойной.
Историк Татьяна Грачёва написала историю семьи Ламановых. Именно из неё мы узнаём, что дворянин Пётр Ламанов, служил в Екатеринославском драгунском полку, в 1858 году уволился в бессрочный отпуск, а спустя восемь лет ушел в отставку. Он обосновался в имении Шутилово и решил обзавестись семьей. Очаровала отставного офицера старшая дочь жившего по соседству генерал-майора Александра Лишева - Наденька. И хоть жениху в тот момент стукнуло уже 45 лет, а невесте едва исполнилось 20, семейная жизнь Ламановых была счастливой. Первую свою дочь супруги назвали в честь матери - Надеждой.
Надежда Петровна вспоминала, что отец был веселым человеком, талантливым музыкантом, хорошо пел. А ещё он обожал жену - молодую красавицу, любившую наряжаться, принимать гостей и танцевать. В семье одна за одной родилось пять дочерей, воспитание которых Пётр Михайлович полностью доверил супруге. Правда, беззаботная помещичья жизнь продолжалась недолго: семья разорилась из-за долгов старшего брата главы семьи и была вынуждена покинуть Шутилово, продав его по достаточно низкой цене. Денег хватило только на переезд и покупку небольшой квартиры в Нижнем Новгороде, благо переезд всё равно обсуждался - старшим дочерям уже нужно было учиться. П.М. Ламанов выхлопотал должность уездного исправника в Ардатове в 1866 году, а в 1873-м занял такой же пост в Балахнинском уезде.
В 1878 году Надежда окончила Мариинскую женскую гимназию первого разряда в Нижнем Новгороде, получив свидетельство о том, что может работать в школе учителем географии: воспитанной девушке из бедной дворянской семьи следовало подумать о том, как дальше устраивать свою жизнь. Особых перспектив удачно выйти замуж и устроить свою жизнь в родном краю у неё не было.
Ещё в 15 лет Надежде в руки попала книга, которая на тот момент ответила на многие её вопросы и в какой-то степени повлияла на дальнейшую судьбу. Во всяком случае, на выбор профессии точно. Это был роман Чернышевского «Что делать?», героиня которого открывает швейную мастерскую.
А тут ещё сердечные проблемы... Надя встретила и полюбила человека, который был на 20 с лишним лет старше неё, - умный, красивый и, главное, влюбленный. Всё было бы неплохо, он был женат. Почти год Надежда в одиночестве плакала в подушку, сопротивляясь возникшему чувству, а потом собрала немногочисленные вещи и ушла из дома к любимому, который тоже оставил семью. Грянул страшный скандал! Своим незаконным сожительством она поставила под удар карьеру отца, а вся семья становилась объектом сплетен и осуждений. Однако она считала себя свободной самой решать свою судьбу. На одной из фотографий того времени можно увидеть молоденькую коротко стриженную девушку, очень дерзко глядящую на фотографа.
Но её любимый - страховой агент Павел Саввич Андруцкий - не считал, что женщина может сама себя обеспечить. И Надежда спустя год с небольшим возвращается в семью, устав изображать из себя приличную домохозяйку. Павел был вечно занят, Надежда не находила себе места. Вернулась она к родителям совершенно другим человеком. От романтики практически ничего не осталось, а вот от её протеста осталось: безумно короткая стрижка, делавшая её похожей на мальчика. Потом в своих воспоминаниях Надежда Петровна напишет:
"Я поняла, что без экономической независимости не может быть свободы для женщины, стало быть, нужно уметь зарабатывать деньги. Но чем же? Училась я блестяще, была настойчива, изобретательна и самолюбива. Но чем же заняться все-таки? Знакомство со знаменитой нижегородской портнихой Татьяной Степановной Войткевич подсказало мне решение, само собой напрашивающееся в моем положении: я стала учиться у Татьяны Степановны шитью и кройке. Общественное положение отца, образование, знакомства, связи и наследственная склонность к украшению жизни помогли мне почти сразу, минуя черную работу швеи, войти в круг мастериц художниц. В 1883 году я решилась на второй самостоятельный шаг: переехала в Москву и стала работать в мастерской Суворовой".
Почему Ламанова выбрала Москву с её консервативным купечеством, а не блестящий Петербург – модную столицу России? Надежда искала своего бывшего возлюбленного. Она слышала, что после расставания с ней Павел переехал в Москву. И последовала зову сердца, а не разума; отправилась за Андруцким, решив начать роман с ним с чистого листа.
Однако в 1884 году умирает ее отец. Еще через два года — мать. На содержании двадцатичетырёхлетней Надежды - уже Андруцкой - остались её 4 сестры. Тогда же она делает ещё один решительный шаг - открывает своё первое ателье, где работают несколько работниц. К Надежде выстраивались очереди из дам высшего света, купчих, артисток. Жизнь вроде бы складывалась великолепно… Но в 1891 году её Павел заболел сыпным тифом и скончался на руках у любимой. Надежда тяжело переживала его уход. Она с головой ушла в работу и уже через несколько лет добилась ошеломительных результатов.
Самая ранняя дата существования мастерской в доме Фишер на Большой Дмитровке, найденная в архивных делах, - 1893 год. В это время там зарегистрировано женское портновское заведение Надежды Петровны Андруцкой, в котором работало 15 взрослых и 30 малолетних мастериц.
Навязать чьё-либо мнение Надежде Петровне уже в то время было практически невозможно. Если клиентка приносила ей модный парижский журнал и просила сшить так, как там, то непременно получала отповедь, невзирая на титулы и регалии:
Париж даёт нам только фасон, но этого еще мало, чтобы человек был красив, а фасон – лишь придаток моды. Однако люди-то все разные, и что идет одному, то на другом сидит как на корове седло...
Удивительное дело - многие терпели и очень долгие примерки, и грубоватое обращение, потому что результат того стоил! К Ламановой всегда были очереди. Надежда Петровна работала методом наколки - ткань накалывали прямо на фигуре заказчицы, формируя фасон. Это совсем не так легко, как кажется со стороны. Нужно чувствовать ткань, её пластические свойства, обладать безошибочным глазомером... Да много чего ещё. Бывало, что измученные клиентки падали в обморок. Но модельер их ждала, а потом продолжала работу.
Кстати, напротив ателье Ламановой в доме №12, известном, как дом Живаго находилась «Шляпная мастерская г-жи Марии Ламановой-Неппенстрем» принадлежавшая родной сестре нашей героини.
Жизнь Ламановой складывалась великолепно… Но в 1891 году её Павел заболел сыпным тифом и скончался на руках у любимой. Надежда тяжело переживала его уход. Надежда не забросила своё дело. Она наоборот его расширила, уйдя в работу с головой. К 1880-м годам в числе её клиенток были самые известные актрисы Москвы и Петербурга, купчихи и жёны крупных чиновников, дворянки и Великие княгини и княжны с императрицей.
В 1898 году Андруцкая-Ламанова получает звание «Поставщика Двора Ея Императорского Высочества Елизаветы Федоровны», сестры императрицы, жены московского градоначальника.
Одевалась у неё и экзальтированная княгиня Евгения Фёдоровна Шаховская. Причём их сотрудничество понемногу переросло в дружбу, которая может возникнуть только между двумя женщинами, потерявшими своих мужчин...
Надежда Петровна с удовольствием гостит у княгини Шаховской в её подмосковном имении Покровское-Стрешнево. Причём - сначала - в Большом доме, где ей отводятся личные покои. А потом - в павильоне Елизаветино - в тишине хвойного парка Ламанова отдыхает и восстанавливается.
Дружба этих незаурядных женщин продлится так же незаурядно: княгиня Евгения подарит Ванный домик "Елизаветино" в своей усадьбе лучшему модельеру России Надежде Ламановой.
Кстати именно здесь - на дачах в Покровском-Стрешнево произойдёт и очень важная для Надежды Петровны встреча. Здесь актёрами МХТ, с которыми благодаря К. Станиславскому стала работать Ламанова, снимались домики для летнего отдыха. В один из приездов К. Станиславского он познакомил Надежду Петровну с актёром-самоучкой Андреем Каютовым. Княгиня Шаховская держала домашний театр и приезжавшие актёры иногда давали там спектакли, на которые съезжались все дачники.
Это действительно было знакомство, поскольку они встречались и раньше: Каютов сопровождал в ателье Надежды Ламановой свою любовницу, актрису Малого театра Гликерию Федотову. Гликерия была на двадцать лет старше Андрея, так что не удивилась, когда её спутник увлёкся молодой и энергичной владелицей ателье. Актриса легко отпустила кавалера к Ламановой; она бы и мужа своего законного отдала, лишь бы только не портить отношения с такой изумительной модисткой, одной на миллион!
Вообще-то Надежда тоже была старше Андрея, но всего на шесть лет. Ему на тот момент исполнился тридцать один, ей тридцать семь. Андрей понравился ей своими разносторонними интересами - он гонял на спортивном автомобиле "Панар-Левассор", не расставался с профессиональным фотоаппаратом, при этом изучал церковную музыку и спонсировал постановки пьес А.П. Чехова на сцене МХАТа. Удивительно, но Андрей Павлович Каютов тоже был страховым агентом, как и её первый муж! Причем высшего класса - работал помощником управляющего московским отделением страхового общества «Россия».
Уже в конце 1890-х годов по рекламкам становится понятно, что модельер изменила имя: теперь она Каютова-Ламанова. Однако это новшество не приживается. Муж относится к "возврату" её девичьей фамилии с лёгкостью. Он прекрасно понимает, что она годами зарабатывала себе имя в нелёгком модельном бизнесе. Вместе супруги проживут 45 лет. Проживут счастливо, понимая друг друга с полуслова...
А Надежду Петровну ждёт дальнейшая работа. Она рисковала - и каждый раз выигрывала. Построила четырехэтажный дом на Тверском бульваре с пошивочным цехом, демонстрационным залом, школой портновского дела и жилыми помещениями, наняла триста мастериц - и не разорилась, популярность её только росла, все траты полностью окупились.
Счета она выставляла богатым московским купцам астрономические. Филолог Георгий Леман, друг семьи, вспоминал: «Курьезны были ее рассказы, как купцы «торговались» с ней — купцы любят, чтобы им «делали скидки». Так, например, подаст она счет на 34 240 руб. Приезжает «сам» М. А. Морозов (Тверская мануфактура) и говорит: «Надежда Петровна, уж вы мне уступите, скиньте 240 руб.» «Извольте, с удовольствием!»… Насколько широк был размах работы Надежды Петровны, можно судить по тому, что она ежегодно ездила в Париж, где держала квартиру, закупать модный товар для своего предприятия. А закупала она этого товара на полмиллиона!»
В Париже она не только закупает необходимое для работы. Она учится!Художница продолжала совершенствовать своё мастерство у знаменитых в Европе модельеров, познакомилась с Полем Пуаре, тогдашним законодателем моды и гуру в модельном бизнесе.
15 октября 1904 года Надежда Петровна Ламанова стала Поставщицей Двора Ея Императорского Величества Александры Фёдоровны. А произошло это после того как Ламанова сшила несколько десятков костюмов для бала-маскарада в русском стиле, который проводился императором Николаем II в 1903 году.
В 1905 году она шьёт траурные платья для Великой княгини Елизаветы Фёдоровны после того, как был убит её супруг, градоначальник Москвы Великий князь Сергей Александрович.
В 1908 году Модельный дом Ламановой на Тверском бульваре открывается для посетителей. Муж помогал Надежде со всей бухгалтерией, вел домашние дела, претворял в жизнь ее благотворительные и образовательные проекты. По вечерам Андрей устраивал дома творческие встречи, приглашал на чай и вист знаменитых писателей, художников и философов, а в выходные дни Надежда садилась за руль семейного «Фиата» и они с Андреем отправлялись в Сокольники кататься на лыжах…
Её портрет пишет художник Валентин Серов ( к сожалению он его не закончит),
она запросто общается с примами театров Москвы, фабрикантом М.А. Морозовым и журналистом Гиляровским. Круг её знакомств обширен. А дело - процветает. Говорили, и не без основания, что жена Великого князя Михаила Александровича, графиня Брасова, урождённая Шереметьевская, Наталья Сергеевна, так и осталась должна Надежде Петровне за её работу 20 тысяч рублей...
Французский модельер Поль Пуаре, с которым в Париже когда-то познакомилась Надежда Петровна, был настоящей легендой мира моды, заставивший дам отказаться от корсета и придумавший знаменитую "хромую юбку".
Они, конечно, подружились. И когда Пуаре в 1911 году приехал в Москву, Ламанова устроила своему другу настоящую экскурсию по городу. А заодно отвела его на блошиный рынок на Сухаревке, где француз пришел в неописуемый восторг от сарафанов, сапог, косовороток, кокошников, шалей, кичек и платков. Именно после этой поездки Пуаре создает первую коллекцию в русском стиле...
Да, она была неподражаема, и она знала цену своему таланту. Но в то же время, помня о тех материальных трудностях, которые ей пришлось преодолеть в юности, она стремилась помогать тем, кто нуждался, как когда-то она. Надежда Петровна Ламанова с мужем активно участвовала в благотворительных мероприятиях, стала попечительницей школы кройки при благотворительном обществе "Московский муравейник", в которой бедные девушки могли получить хороший старт в жизни, обучившись портновскому ремеслу на самом высоком уровне. Из письма председателя общества "Московский муравейник", Александры Николаевны Стрекаловой, мы узнаем, что в 1900 году в школе "Муравейника" обучалось 80 девушек, для учебной мастерской закупались модели платьев из-за границы, а доход от продажи нарядов, сшитых в мастерской при школе, составлял больше шести тысяч рублей.
Ещё при мастерской в доме Адельгейма она открыла бесплатную школу для девочек, где те, помимо обучения кройке и шитью, могли получить знания по основным общеобразовательным предметам. Стоимость содержания бесплатной школы обходилось ей в 1500 рублей.
Как говориться, кто много имеет - многое может и отдать. Благотворительные проекты сближали Ламанову с Великой княгиней Елизаветой Фёдоровной. И хоть нам не осталось ни одного письменного свидетельства их совместной работы, но известно точно, что форменные платьица девочек в Марфо-Мариинской обители шились в мастерских Ламановой...
Начавшаяся революция 1917 года не испугала Надежду Петровну и её мужа. Ламанова и Каютов остались в России. Она продала дом, рассчиталась со своими работницами, а оставшиеся деньги положила в Народный банк. Семья переехала в Еропкинский переулок, д.4.
Продолжение следует...
2. Жизнь вторая - Театральная.
3. Жизнь третья - В вихре революции