Найти в Дзене

Адам и Ева. Грехопадение или следующий шаг в эволюции человека?

Оглавление
Грехопадение. Авторство: Ганс Гольбейн Младший. [1], Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2581219
Грехопадение. Авторство: Ганс Гольбейн Младший. [1], Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=2581219

Введение

Вряд ли существуют более знаменитые персонажи чем Адам и Ева в той части мира история которого неразрывно связана с христианством. Их злосчастное грехопадение с последующим изгнанием из Рая ознаменовало собой эпоху величайших бедствий, несчастий, горестей как для них самих, так и для бесчисленных поколений их потомков. Им и обстоятельствам грехопадения посвящены произведения искусства, литературы; ссылки на них, упоминания периодически встречаются то здесь, то там. Еще не так давно когда хотели подчеркнуть излишнее любопытство какой - нибудь женщины, ее шутливо называли дочерью Евы. Великий английский поэт Джон Мильтон [1608 - 1674] посвятил этим событиям эпическую поэму "Потерянный рай".

О первом преслушанье, о плоде
Запретном, пагубном, что смерть принес
И все невзгоды наши в этот мир,
Людей лишил Эдема, до поры,
Когда нас Величайший Человек
Восставил, Рай блаженный нам вернул,-
Пой, Муза горняя! ...

Все это настолько глубоко укоренилось в массовом сознании, что кажется никакое другое понимание, никакая другая интерпретация тех событий описанных в Библии невозможна. Но все же зададимся вопросом: а так ли это на самом деле? Насколько каноническая, казалось бы, единственно возможная интерпретация притчи об Адаме и Еве соответствует действительности? Если это не так, в чем ее истинный смысл? Во всем этом мы и попытаемся разобраться в данной статье.

Историчность притчи об Адаме и Еве

Вопрос на который мы попытаемся ответить в этом разделе: что именно в истории Адама и Евы является в большой степени идеализированным, но все же более или менее адекватным описанием действительности?

Посмотрим некоторые описания жизни Адама и Евы в Эдемском саду.

Беззаботно жили Адам и его жена в раю. Там было так тепло, что им не нужна была одежда. Питались они необыкновенно крупными и вкусными плодами, которые срывали с деревьев. Люди общались со зверями и птицами.
* * *
Люди в Эдемском саду принимают пищу с радостью и беспечно, им не нужно работать. Там нет волнений, беспокойств или забот, поскольку все наполнено радостью, восхищением и миром. Поскольку всем управляют Божьи правила и повеления, люди в этом саду наслаждаются вечной жизнью, хотя они этого не заслужили.
* * *
Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства. Совесть их была спокойна, сердце было чисто, разум был светлый. Не боялись они ни болезней, ни смерти, не имели нужды в одежде. Во всем у них был достаток и довольство. Пищей для них были плоды райских деревьев.
Среди животных не было вражды – сильные не трогали слабых, жили вместе и питались травой и растениями. Никто из них не боялся людей, и все любили и слушались их.

Существуют сведения, что некогда на Земле существовало подобие Рая в котором люди и животные жили в относительной гармонии друг с другом, с самими собой, с Природой. Был прекрасный климат, обилие пищи. Конечно, современному человеку трудно представить что из себя могла представлять та жизнь отделенная от нас тысячелетиями, если не десятками тысячелетий; но это для нас в данный момент не важно. Достаточно понимать, что ключевое слово здесь "в относительной" (гармонии), а представление жизни в Эдемском саду является идиллическим описанием которое, тем не менее, в какой - то мере соответствует исторической или скорее доисторической действительности. В этом и заключается как следует из заголовка раздела историчность притчи об Адаме и Еве.

Вопросы к канонической интерпретации

1. Я думаю современному образованному человеку не нужно объяснять почему Адам и Ева - от которых согласно Библии произошло человечество - являются аллегорическими фигурами и реально не существовали. Не следует все что написано в Библии понимать буквально. О многих истинах, реальных процессах, событиях в материальном мире или тонких мирах в Священном Писании рассказывается языком символов, и альтернативы такой форме изложения не существовало. Нужно понимать что из себя представляли люди в то время. Они находились на совершенно другом уровне развития чем мы с вами - интеллектуального, культурного, духовного. То, что для современного человека является естественным, понятным и даже само собой разумеющемся, для людей той эпохи было откровением. Духовные истины - материя тонкая, и их правильное понимание может быть проблемой и для современного человека, что уж говорить о наших далеких предках практически на заре цивилизации.

Таким образом, язык притч, аллегорий, символов был единственно возможным чтобы хоть как - то донести до людей того времени суть неких истин, важных процессов, событий.

2. Ключевым моментом притчи является нарушение запрета Бога пробовать плод с дерева познания добра и зла. Сразу оговоримся, в самой богословской среде не существует единого мнения и полного понимания смысла этого запрета. Я, со своей стороны, внесу еще большую сумятицу в умы, так сказать, и постараюсь обосновать отсутствие какого либо смысла в запрете такого рода.

Познание добра и зла подразумевает возможность их различать; понимать, то, что ты делаешь, является добром или злом; иными словами, это означает формирование морали. Насколько человеческая мораль совершенна это отдельный вопрос, но ее возникновение и развитие было несомненным шагом вперед как для индивида, так и для общества в целом. Могу только предположить, что такого рода запрет в некотором смысле "искусственная вставка" в притчу чтобы логически обосновать изгнание Адама и Евы из рая.

- Нарушили запрет? Вон!

Или же это неправильное понимание, восприятие некой истины или процесса тем, кто внес эту притчу в Священное Писание представление о котором дошло до нас именно в таком виде, возможно в результате не совсем корректного перевода оригинала. И это, наверное, все что можно сказать по этому поводу в наше время, так как восстановить изначальный смысл с достаточной долей достоверности не представляется возможным.

Я бы сказал, что "запрет" фигурально обозначает несовместимость пробуждения разума с пребыванием в состоянии безмятежности, беззаботности, счастья каким бы примитивным это "счастье" ни было. Эта мысль даже как - то перекликается с известным изречением Соломона:

Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь.

Таким образом, когда Адам попробовал плод с дерева познания добра и зла он автоматически утратил "счастье неведения" и был фигурально "выброшен" из рая

3. Змей - искуситель - весьма примечательный персонаж который в христианстве отождествляется с Сатаной как пишут на основании Откровения Иоанна Богослова:

«И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:9)..

На мой взгляд, все же нет достаточных оснований полагать на основе этой цитаты, что змей - искуситель это и есть древний змий (великий дракон).

Хотя в некоторых культурах змея и может служить символом коварства, зла, двуличия, однако в основном это положительный символ. В частности, одним из атрибутов греческой богини Афины является змея как символ мудрости.

Некоторые базовые принципы эволюции. Совершенство в контексте эволюции.

Прежде чем мы перейдем к основному разделу статьи, нужно разобраться с некоторыми общими моментами которые требуются для правильного понимания притчи об Адаме и Еве, чтобы потом на них не отвлекаться.

Чтобы облегчить эту задачу я начну с иллюстрации которую условно можно назвать "эволюция музыки". Хотя она не имеет прямого отношения к эволюции видов, человека, но основные принципы, как ни странно, одни и те же.

Представим себе человека который взял в руки флейту, и потратив определенное количество времени, приложив усилия научился на ней играть незамысловатые мелодии и со временем довел свое искусство до совершенства. Звучание инструмента в его руках стало образцом гармони. Но что можно сыграть на флейте? Симфония Бетховена ей явно не по силам.

Со временем к флейтисту присоединились скрипач и пианист. Получившийся маленький оркестр сразу утратил совершенство которого достиг флейтист. Во первых, два новых музыканта едва умели играть, и у них у всех получалось - кто в лес, кто по дрова. Во вторых, когда новички достигли индивидуального совершенства, у них еще ушло много времени для достижения полной гармони когда оркестр звучит как единое целое. Прошло много времени, и к ним присоединились еще 70 музыкантов с самыми разными инструментами и сформировался большой симфонический оркестр которому уже была по силам самая сложная и действительно великая музыка, но все повторилось. Обновленный оркестр утратил свое совершенное звучание - опять, кто в лес, кто по дрова. И только потратив неимоверное количество времени, усилий, призвав в оркестр дирижера, удалось наконец достичь его божественного звучания, совершенства и божественной гармони.

Какие выводы можно сделать из этой иллюстрации?

1. Есть совершенство и совершенство. С точки зрения эволюции совершенство совершенству рознь. Оно может быть простым, примитивным, а может быть комплексным, богатым, "симфоническим", дарующим большую полноту существования.

2. Процесс эволюции видов схематично и упрощено можно представить следующим образом.

  • когда представители вида достигают совершенства и общей гармонии отдельных качеств, свойств, способностей присущих им на даном этапе, они становятся совершенными (в понятном смысле).
  • когда в этот набор качеств, способностей эволюция добавляет новый элемент, совершенство достигнутое на предыдущем этапе теряется, так как все новое на начальном этапе и еще долгое время спустя вносит диссонанс в "звучание оркестра" и разрушает гармонию более простого существа.
  • далее начинается развитие нового элемента или элементов, гармонизация их со всем что было прежде для достижения гармони более высокого порядка, большей полноты существования.

Следовательно можно сказать, в ходе эволюции каждый шаг вверх, на новый уровень подразумевает разрушение гармонии, совершенства достигнутых на предыдущем уровне, но при этом открываются перспективы совершенства более высокого порядка, большей полноты существования.

Подлинный символизм заложенный в притче об Адаме и Еве, их грехопадении.

Согласно, например, иудаизму Адам своим совершенством превосходил все божьи творения.

Адам, превосходящий своим совершенством все
другие божьи творения, окружён ангелами и серафимами, которые поют человеку хвалебные гимны.

В контексте пояснений данных в предыдущем разделе Адам представлял вершину животной эволюции человека, но еще не был человеком в современном понимании. У него не было знания что есть добро, а что зло, у него не было представления о морали, нравственности и прочих понятиях, совершенно естественных для нас идеалах которым мы следуем, конечно, далеко не всегда, но они стали частью нас самих, нашего мира, нашим критерием оценки других и, скажем, в какой - то мере критерием оценки самих себя.

И вот, вкусив плод с дерева познания добра и зла он теряет свое совершенство, становится смертным и изгоняется богом из рая вместе с Евой.

Что произошло с точки зрения эволюции? У человека который достиг вершины своей животной эволюции пробудился разум, и он стал человеком в полной мере, потеряв свое "животное" совершенство. Разум - это, новый элемент, новое свойство которое внесло дисгармонию в его совершенное животное существование.

Почему человек стал смертным с пробуждением разума? Можно сказать, что животные "бессмертны", в том смысле, что они живут как - будто они бессмертны, они ничего не знают о смерти, они живут в настоящем моменте и не осознают то, что с ними рано или поздно случится. В то время как в нашем сознании смерть присутствует постоянно и оказывает огромное влияние на нашу жизнь. Вероятно, такое объяснения райского бессмертия может показаться несколько натянутым, но я не вижу как еще можно объяснить бессмертие человека в раю, человека венчающего животную стадию своей эволюции. А так же обращаю ваше внимание на фрагменты цитат приведенных выше:

Жизнь людей в раю была исполнена радости и блаженства. [ ... ] Не боялись они ни болезней, ни смерти ...

и

О первом преслушанье, о плоде
Запретном, пагубном, что смерть принес ...

Согласитесь, не бояться смерти о которой знать не знаешь, ведать не ведаешь это одно, а быть буквально бессмертным это совершенно другое. И так же понятно почему пробуждение разума сделало человека смертным. Поэтому, я считаю, бессмертие в данном контексте нужно понимать именно так.

Если посмотреть на современного человека объективно, это в большой степени несчастное существо; со всеми его психологическими комплексами, проблемами, беспокойствами, опасениями, страхами; со всеми его животными инстинктами все еще имеющими огромную власть над ним. А так же эгоизмом, проявлениями самых низменных качеств, сомнительными поступками которым он научился находить оправдания с искусством в котором достиг совершенства как ни в каком другом; и лишь краткими и редкими периодами когда он чувствует себя счастливым.

В то же время, в отдельные моменты или периоды своей жизни многие из нас - воплощение благородства, самопожертвования, отваги, бескорыстия, ну и так далее. Как известно, мы двойственны по своей природе.

Потеряв совершенство животного человек утратил и его простое гармоничное существования, но взамен приобрел воистину безграничные перспективы развития, гармонии, богатства и полноты бытия которые даже невозможно сравнивать с животным существованием; все и так слишком очевидно.

Змей - искуситель

Интерпретация притчи об Адаме и Еве в данной статье основана на двух известных мне фактах которые я почерпнул из заслуживающих моего полного доверия источников. Один я уже упоминал - существование в прошлом на Земле некого подобия рая. Второй факт - змей - искуситель на самом деле символизирует эволюционную силу которая вывела человека из его простого, если не сказать примитивного - по сегодняшним меркам - существования в раю, лишив его безмятежности и некого подобия счастья. Ему пришлось трудиться, бороться, страдать, становиться сильнее, мудрее, совершеннее, наконец.

Если подвести итог вышесказанному, получается, что изгнание из рая было не величайшим бедствием - идея которая пустила глубокие корни в массовом сознании, а наоборот - благословлением.

Заключение

В конце еще поговорим об именах наших героев - Адам и Ева. Они тоже символические. На древнееврейском Адам буквально означало "красная глина", но это слово так же означало человек, причем человек греховный, несовершенный. А значит это Адам уже после грехопадения. Ева - это "жизнь" или "река жизни".

Как мы знаем из притчи Адам познал добро и зло, его разум пробудился благодаря Еве, что естественным образом интерпретируется как жизнь являясь полем для деятельности, развития окончательно превратила человека - полу - животного в человека.

Конечно, никто уже точно не знает какой символизм закладывался в эти имена изначально, мы можем только предполагать; я так же могу ошибаться в интерпретации каких - то других частностей. Но в том, что так называемое грехопадение было на самом деле благословением, большим шагом вперед в эволюции, я думаю, сомневаться не приходится.

И последнее. Христианская традиция так же говорит о возвращении в рай или обретении рая. Это как раз и означает обретение совершенства на более высоком эволюционном уровне - "симфонического" совершенства дарующего несравнимо большую полноту бытия, чем незамысловатое совершенство Адама и гармония его существования в доисторическом раю.

Статья "Божественная природа души, ее эволюция, смысл реинкарнации"