Маша Реброва была в своём роде личностью примечательной. Эта мордастая соседка-пенсионерка, с загорелым лицом и голубыми глазами, всё время отиралась во дворе нашего шестнадцати квартирного дома. Она знала всегда кто кого ведёт и так далее. Она завсегдатай лавочки, мимо неё и мышь не проскочит, бывало!
Однажды вздумали мы завести себе щенка. Он был хорошенький, как все дети дворняжек. Но гулял он сам по себе. Соседки сидели на лавочке, щенок крутился тут же. Мимо шёл мужик и спрашивает:
-Женщины, можно забрать этого лопоухого? Мне сынишке надо!-
Реброва в ответ:
- Бери, бери, кому он нужен, этот блохастый! Он случайно тут прибился!-
Прохожий, не долго думая, засунул щенка за пазуху и был таков. А ведь Маша хорошо знала, что собака принадлежит нам. И такая она была во всём. Эта пенсионерка рассказывала о своём деревенском голодном детстве:
- Как-то подружке сшили новое ситцевое платье с жёлтыми цветами. И такая зависть взяла меня, что невозможно было терпеть, у меня-то обновок не было! Однажды несёт бельё эта подружка полоскать на речку, я вызвалась помочь. Полоскаем вместе, шутим, смеёмся. Смотрю, мимо меня это платье проплывает с жёлтыми цветами. Видимо, подружка его нечаянно упустила. Я его не стала ловить, пусть плывёт, у меня-то такого нет! Так этого платья никто больше и не видел.-
Мне приходилось с Машей беседовать, выходя на прогулку с маленьким сыном.
Вот она и задаёт мне вопрос:
- Рая, а почему у вас скандалов никогда не слышно, когда твой пьяный приходит? Я прислушивалась!-
Сами-то они регулярно дрались со своим Николаем, который работал помощником машиниста локомотива. Машка сама на него накидывалась и царапала физиономию. Она очень ревновала своего кривоногого и низкорослого рыжика.
Маша вышла замуж в город из глухой деревни, свекровь оказалась жестокой и склочной. Она науськивала своего сына на молодую жену, потом они вместе её били. Маша рассказывала, что она тогда сдачи не давала и всё время ходила в синяках. Маша в то время была очень скромная, она вспоминает:
-Я даже мух с себя не сгоняла!-
Пока жили со свекровью, она получала тумаки молча. Я видела эту свекровь, она жила в соседнем доме, в комнате коммуналки. Как было можно подчиняться этой согбенной в три погибели старухе, с прищуренными глазами? У ней фигура, конечно, раньше не была буквой «г». С глазами эта свекровь была на инвалидности, Маша рассказывала, что у ней ресницы растут внутрь глаза. Но это ей не мешало избивать молодую сноху, наверно на ощупь жертву находила.
Проживая в соседнем доме свекровь пытается руководить в семье сына, но, Маша, наученная горьким опытом, даёт свекрови достойный отпор. Трое её детей уже выросли.
Моя свекровь к нам приезжала, да не с пустыми руками. Золовка отдала ей половину свиной головы, как только старая женщина её дотащила, не представляю. Голова весила не меньше семи килограммов. Свекровь хотела нас подкормить, зная, что денег не хватает. Из этой головы получался замечательный рулет. Это когда долго варишь мясо с приправами, потом кладёшь под гнёт.
Не успела я в очередной раз показаться на улице, как любопытная соседка Маша тут как тут, со своими вопросами.
-Райка, почему ты, такая красивая, а вышла за татарина?-
- Откуда ты взяла, что он татарин?-
Я была ошарашена этим вопросом. Мне польстило, что назвали красивой, хотя я себя таковой не считала. Машка наседала:
- А почему ты никогда не говорила, что Миша твой татарин? Ведь мать его махровая татарка, маленькая, ноги колесом, а морда прямо с тарелку!-
Мне нечего было ответить наглой соседке, ведь я, как только вышла замуж сразу проверила паспорт свекрови на принадлежность к нации. Там было написано, что она русская. Они родом из Удмуртии, может какие-то давние предки и были другой нации. Но всё не объяснишь чужому человеку.
Так и жили…
Можете прочитать эти рассказы, если не читали: