Найти тему
EPishka - канал о музыке

Почему TECHNICAL и PROGRESSIVE разные стили метала?

Оглавление

Думая об этой статье, мне было сложно писать русским языком слово "техничный", потому что я привык говорить Technical (Техникал) или Progressive (Прогрессив). Но обратившись с этим вопросом в интернет, увидел что в русском сегменте употребляют слово "техничный". На том и сойдемся.

Так в чем разница между техничным и прогрессивным стилями металла?

Как фанаты метала, мы любим обсуждать сходства, различия и особенности наших любимых поджанров. Хотя в целом легко отличить, скажем, дум-метал, фолк-метал , индастриал-метал и ню-метал, сложнее разделить стили, которые – по крайней мере, на первый взгляд – имеют много общего.

В частности, мы говорим о «прогрессивном» метале и о «техническом». В конце концов, их часто считают практически синонимами из-за их обычного акцента на обширной длине треков, странных ритмических рисунках и сложной технике исполнения. Фактически, многие сайты, такие как Wikipedia и Last.fm, часто относят соответствующих исполнителей как к прогрессивным, так и к техническим (особенно если эти исполнители включают в себя и дэт-метал). Но ведь должны же быть какие-то важные различия между прогрессивным дэт-металом и техническим дэт-металом?

Именно на этот вопрос мы и попытаемся ответить ниже, изучив историю и особенности каждого из направлений. Несмотря на то, что они, безусловно, частично схожи, существует также немало существенных различий, позволяющих отличить их.

Что делает метал прогрессивным?

Выходя за рамки вышеупомянутых общих черт, прогрессив-метал, как правило, восходит к ярким текстурам, жанровым экспериментам и вымышленным концепциям родоначальников прогрессивного рока 70-х годов (Jethro Tull, Yes, Rush, Genesis, Pink Floyd и т. д.).

Зачастую прог-металисты рассказывают фантазийные истории, смешивая фундаментальную тяжесть и быстроту метала с элементами фолка, классики, джаза, психоделики, свинга, электроники и даже различных мультикультурных техник. (Например, ближневосточные корни
Orphaned Land и латиноамериканский колорит The Mars Volta). Как таковой, прогрессивный метал гораздо чаще демонстрирует фантазийные повествования, эклектичные тембры и более спокойные и/или странные композиционные ходы.

Послушайте несколько примеров:

Когда метал впервые стал прогрессивным?

Альбом Red (1974) группы King Crimson считается первой пластинкой в стиле прог-метал. Однако прошло еще 10 лет, прежде чем такие группы, как Fates Warning, Iron Maiden и Queensrÿche, по-настоящему популяризировали слияние метала с авантюрными аранжировками и литературной и социально-политической тематикой прог-рока 70-х годов.

Но лишь после альбома
Images and Words (1992) группы Dream Theater метал и прогрессивный рок полностью слились воедино, открыв тем самым путь для бесчисленного множества других команд.

Что делает метал техничным?

Одно из важных отличий заключается в том, что техничный метал вырос из прогрессивного (и экстремального), поэтому его можно рассматривать как более злобную его часть.

Возможно, не существует такого понятия, как
technical metal в более широком смысле, потому что этот термин обычно относится к техническому дэт-металу. Если убрать из него слово "дэт" (ведь есть еще и прогрессивный дэт-метал), то техничный метал обычно объединяет в себе и другие жанры, но с повышенным вниманием к неустанной и лаконичной резкости и зрелищности. Другими словами, здесь меньше места для затянутых интерлюдий, плавных и эксцентричных отступлений, приятных гармоний и тому подобного.

Напротив, здесь больше тяги к хаотичной и непосредственной динамике (включая бласт-биты, скоростные, как у трэша, сложные басовые линии и бешеную смену тактовых размеров).

Кроме того,
technical-death чаще всего подчеркивает серьезную, если не сказать мрачную, тематику, а длина треков, как правило, короче чем в прогрессиве (хотя они все равно могут быть длиннее, чем песни традиционного металла).

Послушайте несколько примеров ниже:

Когда метал впервые стал техничным?

Примерно в то же время, когда прогрессивный метал набирал обороты (конец 80-х и начало 90-х), дэт-метал-группы начали выходить на более сложные и амбициозные направления. А именно:

  • Atheist - Piece of Time (1989)
  • Nocturnus - The Key (1990)
  • Suffocation - Effigy of the Forgotten (1991)
  • Death - Human (1991)
  • Cynic - Focus (1993)

Годы спустя такие группы, как Obscura, The Zenith Passage, Persefone, The Red Chord и Gojira, увели техничный [death] метал в более джазовые, спокойные и необычное направление, которое - в общем и целом - вряд ли сможет достичь такого широкого диапазона странностей и гибкости как прогрессивном роке/метале.

Может ли техничная музыка быть прогрессивной (и наоборот)?

Опять же, многие исполнители, включая Rivers of Nihil, Between the Buried and Me, The Faceless и Becoming the Archetype, обычно классифицируются как те и другие, поскольку сочетают в себе несколько фирменных черт.

В двух примерах ниже, например, яркие текстуры и космические оттенки прог-метала соседствуют с брутальным вокалом и изощрённой динамикой техникала.

Однако в определенный момент вы просто перестанете понимать, о чем идет речь.

Почему так много групп ошибочно называются прогрессивными?

Это сложный и многогранный ответ.
Скорей всего причина в том, что люди настолько привыкли к "стандартным" формам метала, что считают всё, что выходит за их рамки (например, чистый вокал в дэт-метале, необычный инструмент или два, затянутые композиции или простая смена тактового размера), "прогом", потому что это выходит за рамки "нормы". Или же люди просто хотят казаться, скажем так, культурными, называя вещи "проговыми", когда они таковыми не являются.

-2

EPISHKA на других ресурсах: Youtube | Dzen | Vkontakte | Telegram

Мой второй канал для гитаристов: GuitarGearFinder

Вам будет интересно: