Всем привет! С вами Дядя Джек!
Тут аппарат попался. При взгляде на него то и дело возникает ощущение, что в СССР все было в изобилии. Никаких дефицитов и рядом не было.
Вот реально смотришь в схему. Нет там дефицита. Тотальное изобилие!!! Всего и вся разом взятого.
Вот просто взять Японцев. Автомобили особенно. Вот это их фирменное - мы вам только водительский стеклоподъемник стрелочками подпишем. А остальные 3 кнопки - просто черные. На других дверях тоже. Просто черные кнопки.
Берешь Немца за эти же деньги. Там Астру какую нибудь, с Короллой если сравнивать. А там все кнопки со стрелочками, так еще и с подстветкой. Ночью так уютно смотрится.
Вот что у Японцев за экономия? Почему они экономят?
Но это ладно. Это машины.
А вот сегодня магнитола. И самый парадокс, в технике СССР, в магнитолах - это вот повсеместно наблюдается.
Давайте по аппарату пробежимся и потом я акцентирую где что нужно.
Сокол 109
источник фото http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/ml_kas_nos_/sokol109.html
источник фото http://rw6ase.narod.ru/index1/mag_ml/ml_kas_nos_/sokol109.html
Выпускали ее в 1982м году.
В общем то, что она моно это ладно.
Тут кассетник от Весна 206. Но хитрый. 2 шумодава. Аруз и ручной уровень записи. Переключатель частоты генератора подмагничивания. Знает 2 типа ленты.
Радио тут на варикапах и имеет 4 фиксированных настройки.
Ну и давайте разбираться, за что я на аппарат накинулся.
Первое.
Радио.
Тут пресеты. Тут Варикапы. Им нужно 30 Вольт для работы.
Тут повышающий генератор стоит. Причем на частоте в 120 кГц шпарит. Чтобы шумы убрать.
Схема с диф-каскадом на комплиментарной паре, именно в цепи повышателя напряжения.
Т.е. он синус делает, дальше транформатор и погнали варикапам напряжение подавать.
Дальше у нас какая история.
Кассетник. В нем генератор стирания и подмагничивания.
Отдельная схема. Так же делает синус, дальше трансформатор.
Вот вопрос. Зачем??? Зачем лишние детали?
Магнитола же. По логике должна быть оптимизация схемы.
Дальше.
Переключатель частоты подмагничивания.
Считается, что есть одна частота. Она высокая. Она хорошая. Но когда вы с радио пишете, то она попадает в некратные наводки на генератор гетеродина.
При этом можно понизить частоту. Чтобы выйти из проблемы.
Для этого переключатель стоит.
А вот зачем??? Ведь генератор Питания Варикапов на частоте близкой к подмагничиванию, и взаимных наводок не испытывает.
При этом есть утверждение, что более низкая частота дает больше искажений при записи, но в случае записи с радио это не критично.
Работать это должно так. Вы слушаете радио. Слышите песню, что хотите записать. Нажимаете на запись. А у вас радио трещать начинает. Вы переключаете частоту подмагничивания.
Вопрос.
А что нельзя автоматически переключить? Почему ни на одном Японце нет такого переключателя? Ни на одном Немце нет. Ни на одном Голландце нет.
Почему этот переключатель есть только на технике из СССР?
Да и зачем он? Вот же генератор питания Варикапов. Он же подходит на частоту подмагничивания и стирания. И с ним никаких проблем.
Зачем лишний генератор. Лишние 2 кнопки. Причем именно 2. При том, что переключатель типа ленты один.
Но это не все.
Лезем в схему магнитофона.
А там...
В общем дело такое.
Там универсальный усилитель записи-вопроизведения. С двумя шумодавами на одной плате.
Один шумодав он ведь Компандерный. Т.е.компрессор на запись, и экспандер на воспроизведение.
А второй динамический. Там при воспроизведении формируется некоторый динамический сигнал варьирующий уровнем высоких частот на выходе.
И вот как вы думаете тут это все распаяно?
А тут и АРУЗ и обе схемы шумодавов - это одни и те же детали. Причем, чтобы включенный динамический на запись не влиял, его там на кнопке активации записи замыкают на землю.
Т.е. вот тут нельзя было распаять на отельные подсхемы? Тут рацуха сработала?
Тут на входе сигнал с головки на КТ3102.
Дальше сигнал хитрый. Дело в том, что уже сам входной транзистор включен крайне не обычно.
Но еще не обычнее, что его коллекторный сигнал сразу уходит на цепь коррекции уровня.
Т.е. тут вот срзу подключен и АРУЗ в случае записи, и компрессор в случае записи с шумодавом Долби Б.
И тут же в случае воспроизведения, когда эта же схема развернута вписывается разжиматель. И тут же формируется сигнал для манипуляции АЧХ по верхам на динамческом шумодаве.
Вообще конечно странно смотреть на схемы, которых стоят малошумящие транзисторы на входе, а шумодав на КТ315.
Причем даже компандерный.
Просто напряжение с головки это 50 мВ. С Винила на ММ картридже только 30.
И если на Виниле корректор чисто на кт315 это каждый второй в СССР.
То зачем тут малошумящий 3102 поставили? Шум же с ленты. А по сигналу тут как бы с шумами проблем нет.
Зачем 3102 вообще сюда вкорячили? Денег девать некуда? Лишние?
В общем такой вот гибрид изобилия и транжирства с одновременой экономией в сложной автоматизированной части схемы.
Вот такие дела.
С вами был Дядя Джек!
Спасибо, что вы со мной!!!
***