Начало тут
Дисклеймер: я не врач, не психотерапевт, не диетолог-нутрициолог, я человек с некоторыми диагностированными и некоторыми предполагаемыми расстройствами, который любит общаться, изучать и рассуждать :)
Ну что ж. Мы выяснили, что Настя не страдает анорексией, булимией и компульсивными перееданиями. Это три основных диагноза, которые люди обычно вспоминают, когда видят слово РПП. Что там есть ещё? Заглянем в МКБ:
- Патологическое избирательно-ограничительное потребление пищи
Такой паттерн пищевого поведения не продиктован озабоченностью весом и фигурой, избегание связано с определенными характеристиками еды или неудачным опытом, вызванным приемом пищи - Пика
Характеризуется регулярным потреблением не предназначенных для питания и несъедобных веществ и материалов - Патологическое пережевывание и срыгивание
Характеризуется намеренным и повторяющимся попаданием обратно в ротовую полость ранее проглоченной пищи с последующим перепережёвыванием или сплёвыванием.
Всё это, включая упомянутые ранее булимию, анорексию и патологическое (компульсивное) переедание — серьёзные диагнозы, и их вряд ли можно полностью понять, если они вас не коснулись.
Но у Насти определённо что-то не так с выражением эмоций, а ест она часто не по голоду.
В научных статьях можно увидеть описание типов (а не расстройств) нарушения пищевого поведения.
Различают три основных типа нарушения пищевого поведения:
экстернальное пищевое поведение, эмоциогенное пищевое поведение, ограничительное пищевое поведение. Также встречаются их сочетания.
Эмоциогенное пищевое поведение подразделяют на три группы: перманентное эмоциогенное пищевое поведение, компульсивное пищевое расстройство и синдром ночной еды.
Источник:
Эмоциогенное пищевое поведение — это способ сбежать от стрессовых состояний, который в основном проявляется у людей, склонных к тревожно-депрессивным реакциям.
Про компульсивное говорили в прошлый раз.
Синдром ночной еды
Коротко про синдром ночной еды (или синдром Станкарда — Грейса — Вулфа).
Синдром ночной еды характеризуется утренней анорексией, вечерней гиперфагией и бессонницей. А.В. Вахмистров отметил, что для таких больных характерна незрелость механизма регулирования бодрствования, при этом насыщение активирует механизмы сна, а голод - механизмы бодрствования
Чаще всего люди с синдромом ночной еды не едят целый день, а к вечеру они чувствуют такой сильный голод, что происходит переедание. Они не могут заснуть, не съев избыточного количества пищи и используют еду как снотворное. Спят плохо, просыпаются в 3,6 раза чаще, чем люди без синдрома, в половине случаев, чтобы снова поесть.
Перманентное эмоциогенное пищевое поведение
Из того же источника:
Для перманентного эмоциогенного пищевого поведения характерна выраженная мотивационно-психическая незрелость с гипертрофией пищевой мотивации, где на первом месте стоит гедонистический компонент питания.
О ужас! Люди-гедонисты (будто бы вы не знали).
У больных с перманентным эмоциогенным пищевым поведением приём пищи провоцируется отрицательными эмоциями, но он не зависит от времени суток и не носит приступообразного характера.
Почему так? Увы, однозначного ответа нет. Исследуют связи с наследственностью, особенностями протекания беременности матери, психотравмирующими ситуациями в детском возрасте, обстановку в семье и т д. В целом, основное, что можно сказать — у людей с ЭПП есть устоявшийся поведенческий паттерн, с помощью которого они снимают тревогу или пытаются сбежать от неприятных, болезненных для них эмоций.
***
Строго говоря, из этих трёх типов пищевого поведения (синдром ночной еды, эмоциогенное пищевое поведение и патологического переедание) только одно — расстройство. Остальное всё же будет скорее не РПП, а нарушения пищевого поведения, так как не включены в МКБ как отдельные нозологические единицы. С другой стороны, каждое из них можно рассматривать как Другие неуточнённые расстройства приёма пищи с кодом 6B8Z по МКБ-11, отдадим это на откуп врачам.
Тема в общем сложная и неоднозначная. Вот тут много и интересно:
***
У меня нет диагноза РПП, но есть другой диагноз. И я бы, наверное, о своём случае сказала так: нарушение пищевого поведения на фоне генерализированного тревожного расстройства.
Ну а если прям совсем не РПП?
Ну, если прям совсем не РПП, то давайте про физиологию.
Представим некоего героя. Пусть он будет Илья Ильич. Пусть, скажем, Илья Ильич был вполне обычным парнем, учился в универе, бегал между корпусами и обедал в студенческой столовке. Много нервничал, но не ел (ведь он совершенно нормотипичный человек, у него от стресса пропадает аппетит), и в итоге сдал, наконец, диплом и устроился на хорошую работу.
Теперь Илья Ильич сидит 8 часов в офисе, но всё ещё добирается до работы на метро (а до него ещё дойти надо, пусть и немного). Но пара-тройка-четвёрка килограмм к нему всё-таки прилипает. А потом ещё парочка. Постепенно нарушается регуляция гормонов, которые отвечают за чувство голода и насыщения.
Потом Илья Ильич удачно женится на прекрасной хозяюшке, умеющей и борщи, и пироги, растёт на работе и покупает машину. С учётом гиподинамии метаболизм летит к чертям совершенно, происходит постоянное не особо заметное переедание из-за не наступающего вовремя чувства насыщения.
И вот спустя несколько лет, раздобревший Илья Ильич, взглянув утром в зеркало решает. Всё! Пора худеть!
Подходит он к процессу сознательно (нет), поэтому поизучав некоторые ссылки в этих ваших интернетах, Илья Ильич покупает кухонные весы и составляет себе меню на 1200 ккал.
А ещё. Сладкое — отменить! Белый хлеб — отменить! Вообще всё белое — отменить! (а то там рис всякий вредный, ишь чего). Тазики салата — применить!
И вот, сначала всё вроде бы даже хорошо. И сытость есть: ведь мы продукты с высокой плотностью калорий убрали, а с низкой добавили, тазики капусты растягивают желудок, но энергии фактически тело получает очень мало. Ну, может, неделю наш герой и продержится. А если особо упоротый упорный, то даже две. Но к очередной пятнице-субботе-воскресенью нашего бедного мальчика ждёт совершенно предсказуемый срыв.
А дальше?
А дальше интересно. Потому что мы можем сказать, что тут не было никаких нарушений пищевого поведения изначально. Но вот в этот момент, когда человек сел на жёсткую диету, всё может пойти не по плану.
Он может плюнуть, забить на это всё и остаться в своём весе. Он может плюнуть в этот раз, изучить тему подробнее и подойти к похудению более здоровым путём. И последнее — он может попасть в порочный круг диета / срыв / ещё более жёсткая диета / срыв / изнуряющая физ.активность + диета / срыв и так далее. А это уже как-то не очень укладывается в рамки нормального пищевого поведения? Как вы думаете?
Так вот. Есть серьёзные расстройства. Есть нарушения пищевого поведения, которые не выделены как расстройства, но всё ещё могут быть весьма тяжёлыми и требующими серьёзной психотерапии.
А есть пищевое поведение, которое будет следствием жёсткой диеты. Ну мы же все знаем про то, что запретный плод сладок. Тут и люди без РПП и ЭПП не устоят.
Я дальше буду писать про психологические аспекты похудения, мне интересна именно эта стороны вопроса. Про лептины, инсулины и т д, если и буду, то в контексте того, как на это всё влияет физическая активность, так как считаю, в отличие от многих, что именно физ. активность — краеугольный камень успешного похудения.
Всем <3