Найти тему

Я с Терри Пратчеттом и о романе "Дамы и господа"

Выполнив свои обязаловки , я наконец вернулась в Плоский мир и пережила ещё одно приключение в компании троицы крутых ведьм, одна из которых как раз собралась стать королевой. В романе "Дамы и господа" Пратчетт поднял очень важную и интересную тему - поразительное умение людей забывать и со временем романтизировать то, от чего предки наши приходили в ужас:

Из аннотации:
Наше сознание творит с нами самые невообразимые вещи. Мы помним только хорошее. Вот драконы, к примеру. Очень романтичные, красивые, полные достоинства зверюги. Но мы забываем, что к этим чертам следует добавить абсолютную прожорливость, мгновенную воспламеняемость и крайнюю зубастость. А эльфы? Да, они танцуют при луне, поют песни - в общем, веселые, милые существа… Но будете ли вы рады, когда они вернутся? О да, эльфы очень любят разные игры - только весело им, а не вам.
"Дамы и господа", Терри Пратчетт, обложка издания "Эксмо" 2006 и иллюстрация Симонетти
"Дамы и господа", Терри Пратчетт, обложка издания "Эксмо" 2006 и иллюстрация Симонетти

Но прежде, чем рассказать о книге, хочу коротко поведать свою историю любви к этому миру. Историю, которая могла бы не сложиться, ведь сначала я Пратчетта совсем не поняла. И если бы не друзья и моё озарение на счёт того, что надо бы взглянуть на это фэнтези иначе, с другого ракурса, любви могло бы и не случиться. И я бы много потеряла. Возможно этот рассказ поможет кому-то открыть для себя секреты волшебной прозы Терри.

Мои отношения с творчеством Терри Пратчетта - путь к любви

С творчеством Терри Пратчетта я познакомилась в 2013 году и сначала мне не понравилось, "Цвет волшебства" казался мне бесконечным и нудным. Бросила. Но, спасибо друзьям, попыток открыть для меня всю прелесть Плоского мира, его многогранность и разнообразие они не оставили, в итоге убедив меня попробовать что-то из других подциклов. "Устройство мира от тебя никуда не уйдёт", - убеждали они. - "Пратчетт его весь цикл раскрывает, а вот понять о чем он пишет и его иронию очень важно". Ок. Сначала я попробовала почитать про ведьм — "Ведьмы за границей" меня не особо впечатлили, а вот "Вещие сестрички" показались поинтереснее, но всё равно было мне что-то не так. Как я тогда писала:

"Читая Пратчетта, меня не покидает ощущение искусственной постановки. Как будто смотришь в кинотеатре сказку и понимаешь, что это - всё же кино. Не вызывает его проза у меня сопереживания к происходящему на страницах книг. Интересно? Да. Необычно? Да. Но очень спокойно. Читаешь, жуя яблоко.
Пратчетт умеет великолепно переписывать сюжеты на свой сказочный лад. Но мне всё равно не хватает чего-то. Даже кажется, что сам писатель весьма несерьёзно относится к своим литературным "детям", а они такими и выходят. Поэтому и не вызывают эмоций и сочувствия. Забавные. Но меня никогда не заставят ни похохотать от души, ни заплакать."
-2

А потом мне подсунули "Мор, ученик Смерти", и вот тут всё и случилось. В-первых, до меня дошло, что к книгам Пратчетта нужно подходить иначе, чем к другим книгам жанра и за сказками видеть глубину того, о чем писатель говорит, говорит он прежде всего о нас, людях, о том, сколько нам дано, и мы принимаем это как данность, всё время мечтая о том, что нам недоступно Во-вторых, я была очарована персонажем — Смерть я никак не смогла бы представить именно так. Он оказался весьма любознательным, пытающимся понять людей и, как выяснилось, способен проявить подобие человеческого участия и изменить то, что вроде бы изменить невозможно. И Смерть повел меня дальше в цикл, а там кто-то из другого подцикла пробежит, и ещё кто-то...

"Мрачный жнец", "Роковая музыка", "Санта-Хрякус" и небольшой рассказ-диалог "Смерть и что случается после", который весь можно растащить на цитаты, а дальше я остановилась, так как оставался в подцикле о Смерти лишь один роман "Вор времени" и я его берегла. Вернулась к волшебникам, прочитала-таки "Цвет волшебства" и "Незримые академики", пошла к страже в "Стража! Стража!" и дальше, открыла аланты юной ведьмочки с книгой "Маленький свободный народец" и дальше, дальше... На данный момент я прочитала 20 книг из "Плоского мира" и три вне цикловых: "Кот без прикрас", "Благие знамения" и "Народ, или Когда-то мы были дельфинами". И буду читать дальше. А сейчас снова к ведьмам и очень жестокому противнику, с которым пришлось схлестнуться в битве.

Сказка о важности сохранения памяти в порядке (+ бонус: аллюзии на комедию Шекспира)

Итак, наконец-то снова "Плоский мир"! Как только открыла книгу, сразу ощутила, насколько же я соскучилась. В этой истории случилось возвращение к приключениям великолепных овцепикских ведьм. Они из отпуска, я — к ним. А вместе мы — в Ланкр, где Маграт готовится к свадьбе с королем Веренсом. Предвкушая торжество и чудесное веселье, я потирала руки, думая, что сейчас что-то там с волшебниками начнется, но всё пошло не так. Пришлось вспоминать старое недоброе прошлое, вникать в тонкости создания миров, грустить по несбывшемуся и тому, что ещё не сбудется, вместо свадебного платья, отринув наконец нерешительность, примерять доспехи и наконец узнать правду о прекрасных эльфах, что так долго были заперты в своем мире и теперь готовы были вернуться, только позови. Кстати, оказалось, что этот легендарный, принимаемый многими теперь за мифический (ой, зря!) народец похож на кошек. Помните, как кошки играют с мышками, как ловят их не ради утоления голода, а чтобы развлечься? А пресловутый ящик Шрёдингера? Если помните, то важно знать, что:

С формальной точки зрения, кот, закрытый в ящике, может быть либо живым, либо мертвым. Но определить это можно, только открыв крышку. Именно это действие, связанное с открыванием ящика, определяет состояние кота, хотя ученые ошибаются — на самом деле состояний у кота может быть три, а именно: Живой, Мертвый и Вне Себя От Бешенства.
Иллюстрация Джона Кирби с обложки издания "Эксмо" 2016
Иллюстрация Джона Кирби с обложки издания "Эксмо" 2016

Понимаете? А что помнит народ об эльфах? Мало что. Но есть ведьмы. Уж у них память не такая короткая. Они помнят, что эльфы - не люди. Более того, всё человеческое чуждо им до последних клеточек кожи. У Пратчетта они близки к тому, какими и были описаны в мифологии - злые, коварные, жестокие. Но, хотя люди противопоставляются эльфам, но и сказочный народец тоже забывает. Точнее, не только забывает, но и в очередной раз страдает от самонадеянности, неубиваемой веры в свои чары, высокомерия и недооценки противника. Ведьм стало меньше, но что это за ведьмы! Великолепная тройка: Чесногк, Ягг, Ветровоск! Поэтому бою быть. И самой прекрасной здесь была не вечно юная Королева Фей, а великолепная Эсмеральда.

Иллюстрация Джона Кирби: Маграт Чесногк, Эсмеральда Ветровоск и Гита Ягг
Иллюстрация Джона Кирби: Маграт Чесногк, Эсмеральда Ветровоск и Гита Ягг

Отдельное спасибо автору за новых интересный персонажей, например, гном Казанунда, величайший любовник и лжец, их свидание с нянюшкой Ягг было незабываемым. Прекрасны были сыновья нянюшки Джейсон и Шон, а вот молодой попутчик аркканцлера Чудакулли Думминг Тупс уже освоил самое важное правило волшебника - главное, ничего не делать.

В этот раз не буду вновь писать о чудесном ироничном чувстве юмора Пратчетта, о его потрясающем умении создавать проекции реальности в своих мирах, показывая нам нас самих в сказочных героях. И наши вечные сожаления или планы на будущее, а ведь одно уже прошло и вернуть ничего не получится, остается только выводы сделать, извлечь, так сказать урок, а будущее - ха-ха! хоть обпланируйся, а тут раз - и всё перевернулась, поэтому все планы свои можно засунуть... Ну, вы поняли. Но самое главное, о чем тут речь, это наша уникальная способность забывать. Особенно ужасы прошлых веков, подменяя жестокие картины реальных битв на красивые картинки о рыцарских подвигах, романтизируя образы королей и королев, представляя балы и роскошь дворцов, но только не ту настоящую реальность. Её, конечно, хочется забыть. А надо бы помнить. И не в коем случае не подменять, называя, к примеру, диктат и подавление воли, временами, "где зато порядок был!". Помнить не внешнее, а внутреннее, то, что за красивой ширмой сокрыто, как то, что скрывает прекрасный облик Сказочного народа, умеющего очаровывать и творить чудеса, - их жестокую суть, их злое превосходство над человеком. Но, увы, забыли люди, какой была жизнь при эльфах...

Ах, да, что касается теорий создания миров. Просто приведу слова достопочтимого Чудакулли:

— Штаны Времени, — повторил Чудакулли. — Один «ты» спускается по одной штанине, а второй «ты» — по другой. Куда ни погляди, сплошные контининуумы. Вот когда я был молодым, существовала нормальная вселенная, одна-единственная, и больше ничего, и волноваться следовало только о том, чтобы из Подземельных Измерений не прорвались какие-нибудь Твари. Вселенная была реальной, и ты знал, как себя вести. Теперь же выясняется, что вселенных миллионы.