В конце 1960-х годов два головных центра NASA (Центр пилотируемых космических кораблей — MSC — в Хьюстоне и Космический центр имени Маршалла — MSFC — в Хантсвилле выступили с инициативой по созданию многоразовых пилотируемых космических систем.
В дальнейшем из этой американской программы родится множество челноков, но самым знаменитым из них станет Space ShuttleВ СССР также была создана целая линейка ракетопланов, среди которых можно выделить Буран и челноки серии Бор, создаваемые в рамках знаменитой "Спирали".
В 1982 году челнок Бор-4 (Космос-1374) приземлился в Индийском океане, где советские суда подняли его на борт, однако за операцией по спасению внимательно наблюдали ВМС Австралии, которые в дальнейшем передали материалы в США.
Малоизвестная программа орбитального челнока не на шутку встревожила Пентагон, и, дабы не отставать от конкурентов из СССР в США, запустили проект HL-20, который, будучи выполненным по аналогичной схеме с Бор-4 (Космос-1374), увидел свет в 1990 году.
С падением СССР американцы получили доступ к документам программы Спираль, и в 2004 году наработки по HL-20 и БОРам были переданы частной компании Sierra Nevada Corporation, где в 2004 году в итоге и родился проект Dream Chaser (DC).
По заявлениям создателей DC не является полной копией HL-20, однако аэродинамический профиль у обоих челноков практически идентичен.
Проектируемый с 2004 года проект DC является чуть ли не главным долгостроем в американской космонавтике, а темпы его создания скорее напоминают российские проекты с горизонтом в 15-20 лет.
Мы в ОК
Однако нельзя сказать, чтобы спустя 2 десятилетия проект потерял актуальность. Если говорить о преимуществах челнока, то мы увидим, что он не только способен доставить на МКС 5000 кг груза в герметичном отсеке, но и "спустить" с МКС 1840 кг полезной нагрузки, что лучше, чем у большинства современных грузовых и пилотируемых кораблей.
Кроме того, челнок может совершить посадку на любой полосе длиннее 2500 м, т.е. по сути на любом гражданском аэродроме, который пригоден для приема пассажирских авиалайнеров типа Boeing 747, что снижает поисковые затраты пилотируемых миссий.
В качестве носителя DC используется ракета Vulcan, и последние 2 года задержек были связаны с тем, что ракета-носитель просто не была готова к запуску. Теперь Vulcan провел успешный запуск, и согласно контракту между NASA и Sierra Nevada следующие 6 запусков должны состояться с использованием этой ракеты.
Таким образом, проект DC, явно имеющий российские корни, так или иначе будет запущен на орбиту, что знаменует собой возвращение эпохи челноков в пилотируемую космонавтику. Несмотря на 20 лет и $600 бюджет проект был доведен до финишной прямой.
Возможны ли такие проекты в современной России? Вопрос интересный, особенно с учетом того, что частная космонавтика в нашей стране по-прежнему не получает хоть сколько-то значимых денег от государства. Что ожидает нас при таком подходе?