Найти в Дзене

Действия покупателя при обнаружении недостатков в товаре. Шаг пятый.

Теперь, когда мы знаем, что в нашем товаре имеется недостаток и гарантийный срок не истек, то пора определиться, какое же из перечисленных в предыдущем шаге требований мы имеем право выдвинуть продавцу, согласно законодательству. Обратимся к статье 18 ЗоЗПП: «в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: - обнаружение существенного недостатка товара; - нарушение установленных настоящим законом сроков устранения недостатков товара; - невозможность использования товара в течение каждого года
Оглавление

Теперь, когда мы знаем, что в нашем товаре имеется недостаток и гарантийный срок не истек, то пора определиться, какое же из перечисленных в предыдущем шаге требований мы имеем право выдвинуть продавцу, согласно законодательству.

Обратимся к статье 18 ЗоЗПП:

«в отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных настоящим законом сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации»

Итак, как я уже и говорил в предыдущей главе, вернуть или обменять технически сложный товар можно только в нескольких случаях, о которых мы сейчас и поговорим боле подробно.

Но прежде чем разбирать данные случаи нам необходимо определиться с самим определением «технически сложный товар». Дело в том, что такого определения закон нам не предоставляет и относится ваша вещица к технически сложной или нет, определяет специальный перечень технически сложных товаров, который установлен Постановлением Правительства РФ №924 от 11 ноября 2011 года «Об утверждении Перечня технически сложных товаров, в отношении которых требования потребителя об их замене подлежат удовлетворению в случае обнаружения в товарах существенных недостатков».

Ознакомиться с данным перечнем и комментариями к нему вы можете в отдельной статье...

Надеюсь, дорогой читатель, обратил внимание, что само название данного перечня содержит еще один термин, который требует определения. Этот же термин указан в статье 18, как один из случаев, когда правомерно требовать обмена или возврата технически сложных товаров.

Какой же недостаток можно считать существенным?

Большинство потребителей бытовой техники понимают существенность недостатка в корне не правильно. Существенный или не существенный недостаток – это термин не технический, а скорее юридический, правовой. Давайте обратимся к его определению, данному в преамбуле к Закону о Защите Прав Потребителей.

существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки;

Обратите внимание, что в определении не фигурируют никакие технические термины и не перечисляются какие-либо неисправности бытовой техники. Да это и не возможно было бы сделать, поскольку таких неисправностей может быть неисчислимое количество.

Давайте рассмотрим определение данное законодателем по пунктам:

- неустранимый недостаток – это недостаток, который невозможно устранить;

- недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов – это значит, что данный недостаток просто не имеет смысла устранять, потому что стоимость заменяемых частей и ремонт превышает стоимость самого изделия. Обратите внимание, что несоразмерность расходов определяет не потребитель, производитель, который поддерживает гарантийные обязательства на данный товар.

- недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных затрат времени – это значит, что если срок ремонта превысит максимально допустимый, установленный законодательством, то недостаток по закону считается существенным.

- недостаток, который выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения – это говорит о том, что если одна и та же неисправность в товаре проявляется более 2-х раз в течение гарантийного срока, то ее можно считать существенным недостатком. Вот только для подтверждения этого покупателю необходимо иметь на руках доказательства в виде актов СЦ о выполненных работах и замененных запчастях. Бремя доказательства будет лежать на потребителе.

И теперь, когда мы разобрались с понятиями технически сложного товара и существенного недостатка, можно вернуться к статье 18 и рассмотреть более конкретно остальные случаи, при которых потребители бытовой техники могут предъявить продавцу требования о возврате или обмене товара.

Если не прошло 15 дней со дня покупки.

Не забывайте, в статье 18 ЗоЗПП законодатель дает нам право обменять любую технику только в том случае, если в ней обнаружились какие-либо недостатки. Практически ни один вид бытовой техники без недостатка менять по требованию потребителя продавец не обязан.

Так вот если не прошло пятнадцать дней со дня приобретения техники, либо со дня передачи техники потребителю (потому что день покупки не всегда совпадает со днем, когда покупатель получает товар на руки), то любой недостаток будет законным основанием для предъявления продавцу требований обмена или возврата.

Нарушение установленных законом сроков устранения недостатков товара.

Давайте вспомним, когда мы разбирали все возможные по закону требования при обнаружении недостатков в товаре, то для каждого из этих требований мы определили сроки, определенные законом, в течение которых продавец обязан удовлетворить соответствующее требование покупателя.

Максимальный срок устранения недостатков не должен превышать 45 дней.

Таким образом, если говорить о технически сложных товарах, к которым согласно Положения № 924 относится большая часть бытовой техники, то если недостаток не устранили в положенные по закону сорок пять дней, то у потребителя появляется право выдвинуть требование о возврате или обмене товара. При этом дни считаются календарные, а не рабочие, как обычно утверждают продавцы для затягивания срока.

Проще говоря, это выглядит так: обнаружили недостаток в технически сложном товаре => потребовали его устранения => прошло 45 дней, а недостаток не устранен => потребовали обмен товара или возврат денег.

Невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Многие потребители постоянно путаются в двух нормах закона: в сроке, отведенном на устранение недостатков, который составляет 45 дней и в данном тридцатидневном сроке. На первый взгляд здесь можно разглядеть противоречие:

«Как же так, если я, сдав товар в ремонт, не пользуюсь им 30 дней, то зачем ждать 45 дней? Можно сразу на 31-й день и требовать возврат или обмен!»

Нет, нельзя. И никакого противоречия здесь нет. Ключевая фраза данной нормы закона – это «неоднократное устранение недостатков».

Потребовать обмен или возврат техники вы сможете только в том случае, если несколько раз сдавали ее в ремонт, и совокупность сроков нахождения в ремонте в сумме превысила 30 дней. Несколько раз – это значит два или более, то есть право требования возврата или обмена возникает, когда товар сломается третий раз.

При этом не имеет значения, какие именно недостатки были в товаре: одинаковые или разные, существенные или несущественные. Важно, чтобы сам факт нахождения в гарантийном ремонте, то есть невозможность пользования товаром, был подтвержден документально. Такими документами могут являться любые акты с датой передачи товара в ремонт и датой возврата из ремонта.

Вот, собственно, и все случаи, когда покупатель имеет законное право при обнаружении в технике недостатка потребовать от продавца возврат денег или обмен товара. Для вашего удобства изложу кратко.

Покупатель бытовой техники может потребовать от продавца возврат денег или обмен товара:
· при обнаружении любого недостатка, если товар не входит в перечень Постановления № 924;
· при обнаружении любого недостатка, если не прошло 15 дней со дня передачи товара потребителю;
· для технически-сложных товаров, входящих в перечень Постановления № 924, если в товаре обнаружен существенный недостаток;
· для технически-сложных товаров, входящих в перечень Постановления № 924, если нарушен, установленный законом срок устранения недостатков;
· для технически-сложных товаров, входящих в перечень Постановления № 924, если у потребителя не было возможности пользоваться товаром в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

В остальных случаях потребитель при обнаружении недостатка в технике может предъявить продавцу только одно требование: незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом.

О требовании соразмерного уменьшения покупной цены мы говорить дальше не будем, потому что на практике данное требование используется крайне редко.

И еще один очень важный момент!

Если вспомнить сроки удовлетворения различных требований потребителя, о которых говорили в предыдущей главе, то можно понять, что максимальные десять дней для удовлетворения требования возврата денег гораздо меньше, чем максимальный срок для удовлетворения требования обмена товара, который может достигать тридцати дней. Поэтому потребителю гораздо проще и быстрее потребовать от продавца именно возврат денег, а после этого купить другой товар.

Продолжение следует

Действия покупателя при обнаружении недостатков в товаре. Шаг четвертый.