В начале 2000х годов отечественную ГАЗель мог себе позволить купить практически любой предприниматель, при этом не сильно напрягаясь. Это дало огромный толчок для развития малого бизнеса в стране, обеспечило миллионы людей работой, а кому-то просто спасло жизнь, не дав остаться без денег на еду и жилье.
Ситуация меняется, автомобильный рынок подстраивается под запросы, и разбогатевшие "коммерсы" пересели на иномарки разных сортов, успев прикупить их до волны подорожания. Остальные же довольствуются своими "старичками", которые до сих пор в ходу даже спустя десятки лет.
Случившийся автомобильный кризис, иначе ситуацию на рынке сейчас и не назовешь, перевернул все с ног на голову. Теперь даже самая простенький зарубежный фургончик стоит баснословных денег. И в этой ситуации у завода ГАЗ есть все шансы вновь вернуть былое величие, став монополистами на этом рынке, как это делает АвтоВАЗ.
И пускай новой "Волги" нам в ближайшее время не видать, по крайней мере полностью отечественной, она с нынешними ценами нам не нужна, завод продолжает целенаправленно работать в направлении комтранса. И у ГАЗа это неплохо получается. Потребителю нужно современнее, свежее, технологичнее, чтобы как в иномарках - пожалуйста, завод нашел выход.
Уже сейчас ГАЗ выкатил свой аналог "Мультивена" в стильном дизайне, с интересной начинкой и полезными опциями. Конечно, в дизайне все еще чувствуется простота с уклоном в явную коммерческую направленность автомобиля. Но разве кто-то ещё может сейчас предложить микроавтобус с просторным салоном на 7 человек, с холодильником в центральной консоли, вешалкой для одежды, откидным столиком и массой других "плюшек".
Ко всему прочему удобная посадка водителя, запуск двигателя с кнопки, электро-ручник, светодиодные фары и масса других современных фишек, которых раньше в ГАЗели отродясь не встретишь.
"Не машина, а самый настоящий прорыв в отечественном автопроме, максимально нестыдный авто", - так гласят автоэксперты, опробовавшие на себе новинку. Но у завода в планах на этот год начать выпускать ещё и современный полноприводный микроавтобус.
Кроме знакомого по старым Соболям полного привода обещают "автоматическую" трансмиссию, тяговитый отечественный дизель и, естественно, разные версии: грузовые, пассажирские и комби-фургоны - ну прямо "мечта селянина". Хочешь груз вози, хочешь - пассажиров, с таким внедорожным потенциалом машина проедет куда угодно.
На деле подобный формат автомобилей у нас в стране очень востребован, причем не только в коммерческой сфере, но и среди частников. Полноприводный Соболь - это отличная заготовка для дальнейших модернизаций, чтобы без проблем добираться на нем в "дальние дали". Охотники, рыболовы, лесники - вот целевая аудитория этого автомобиля.
И тут начинаются сплошные минусы, ведь ГАЗ позиционирует машину исключительно, как инструмент для заработка денег. Причем деньги эти будет зарабатывать не покупатель на свежеприобретенной машине, а ещё и сам завод на желающих приобрести авто.
Что не так - давайте разбираться.
В первую очередь есть к чему придраться с технической точки зрения. Под капотом прячется анонсированный в прошлом году двигатель - дизель 2.5л G21A. К сожалению, "российским" он стал только потому, что его собирают на территории нашей страны. Во всем остальном это копия агрегата Foton Auck 4-цилиндрового дизельного двигателя с индексом 4F25TC.
Как этот агрегат покажет себя под капотом отечественного автомобиля - пока неизвестно. Главное, чтобы он был беспроблемным, не таким же, как китайский "Камминс", а сколько в нем "лошадей" - дело другое. На данный момент все претензии основываются лишь на том, что это очередной "китай", и ничего своего сделать не смогли.
Но вот действительно непонятное решение - это трансмиссия. В паре к мотору будет идти 6-ти ступенчатая механика, а также обещают "автоматическую" трансмиссию. На деле речь идет о "роботе", причем сделанном по старым принципам, т.е. с одним сцеплением. Фактически, к обычной пятиступке от ГАЗели прикрутили актуаторы для автоматического переключения передач.
Такой тип роботизированной трансмиссии ни на одной машине ещё не работал корректно. С подобной коробкой нет ощущения, что вся система переключения передач хорошо, правильно и надежно работает: всегда какие-то пинки, толчки, задержки. Что из этого получится - интересно посмотреть, ведь транспорт коммерческий, здесь важна надежность, долговечность и ресурс. Не будет ли этот "робот" жечь сцепление каждые 10 тыс. километров, особенно при полной загрузке еще и на бездорожье - закрадываются большие сомнения.
Конечно, хоть какой-то "автомат" лучше, чем механика, но почему тогда не поставить классическую АКПП? Неужели у завода до сих пор нет возможности "распилить" японский Aisin и повторить сие изобретение на собственном заводе?
Китайские моторы позаимствовать получилось, а с трансмиссией опять никак. А ведь это одна из основных претензий к отечественным автомобилям, при том не только коммерческой направленности, на протяжении чуть ли не десятков лет.
Но основной недостаток кроется не только в устаревших технических решениях, которые, между прочим, здесь повсюду. Ведь новый Соболь NN имеет фактически ту же основу, что и его предшественник со "старым" кузовом.
Главная проблема, которая ставит клеймо на продажах, конечно же, ценник.
Микроавтобус Соболь NN стоит от 3,9 млн рублей, за фургон просят чуть меньше 3 млн рублей, ценник на фургон-комби стартует с отметки в 3,1 млн рублей.
А теперь загадка - сколько будут стоить те же самые версии, но в полноприводном исполнении с "отечественным" дизелем и "технологичной" роботизированной трансмиссией. Что-то мне подсказывает, что явно не дешевле обычных заднеприводных версий, судя по всему, начальный ценник будет порядка 3.5 миллионов рублей.
Возможно, за эти деньги коммерческое предприятие с приличной доходностью сможет позволить себе подобное приобретение, но уж точно не обычные автолюбители, покупающие авто для личных целей. В этом ценовом сегменте вариаций уйма - какой-нибудь Kia Bongo на полном приводе и с 2.5 литровым дизельном мотором "переплюнет" Соболь почти по всем параметрам.
Чтобы был настоящий "прорыв", нужно выпускать вышеописанный Соболь на полном приводе и с нормальной классической АКПП стоимостью не более 2 млн рублей. В противном случае заводу не выбиться в лидеры, к тому же обилие китайских аналогов уже подступает со всех сторон.
Традиционный эффективный менеджмент и тут приводит к очередному провалу. И нет, не подумайте, что Соболь какой-то плохой и ненужный автомобиль - это правильная и хорошая машина с одним лишь нюансом: необоснованно высоким ценником. По итогу потраченные в пустую на разработку модели деньги и полная невозможность окупаемости подобного автомобиля при использовании его в коммерческих целях.
Ситуация классическая - бедняк не купит, а богатый и не посмотрит. Для кого машина - непонятно. Вряд ли эти автомобили смогут пользоваться таким же успехом, как первые ГАЗели.
Достойным ли, по-вашему, получится новый Соболь NN на полном приводе, стоит такая машина своих денег, или подобный транспорт по заоблачной цене никто не купит? Что вы думаете на этот счет, обязательно оставляйте свое мнение в комментариях, будет интересно почитать.
Спасибо за внимание.