Тюменские дороги называют одними из лучших в России. Об этом говорят те, кто проезжает транзитом, и местные автомобилисты, которые путешествуют по стране. Обращают внимание на объемы дорожного строительства и на качество полотна. При этом еще буквально 15-20 лет назад картина была гораздо печальнее. Рассказываем, как менялись технологии строительства дорог, какие проблемы остались в прошлом, и какие материалы и разработки позволяют сегодня значительно продлить срок службы магистралей.
Ямы, колеи, заплаты
Еще два десятилетия назад асфальт мог плавиться на солнце. Нам объясняли, что это от жары, а на самом деле одна из причин - в качестве битума. С колеями на дорогах боролись увеличением слоя щебня под асфальтом при капремонте, что приводило к увеличению затрат на строительство и не решало проблему.
В 90-е еще процветал ямочный ремонт, временные "заплаты" на дорогах были нормой. Именно на месте этих "заплат" и появлялись новые ямы, потому что качество такого ремонта особо не контролировалось. Доходило до того, что горячий асфальт за неимением катка недобросовестные подрядчики второпях укатывали колесами "КамАЗа", который этот же асфальт и привозил.
Из-за отсутствия должного контроля не всегда выдерживались сроки доставки асфальта, он остывал, и это приводило к сокращению службы дорог. Ну и одной из главных причин плохих дорог специалисты называли то, что они зачастую проектировались и строились без учета растущей интенсивности движения.
В начале 2000-х годов, когда россияне стали массово покупать автомобили, нужно было кардинально менять подходы в дорожном строительстве. И за 20 лет произошел качественный рывок вперед. Увеличивалось и количество новых дорог по всей стране. В Тюмени началось активное строительство двухуровневых развязок, мостов, путепроводов, причем не только в областном центре, но и других городах региона.
Преимущества ЩМА
О том, какие новые технологии применяются при строительстве дорог, рассказал начальник отдела по ремонту и содержанию автомобильных дорог и обеспечению безопасности дорожного движения Управления автомобильных дорог Тюменской области Алексей Живодеров.
По его словам, основной упор сейчас делается на применение более долговечного и износостойкого щебеночно-мастичного асфальтобетона (ЩМА).
В стандартную смесь ЩМА входит щебень, который на 70-80% состоит из дробленых камней кубовидной формы размером 10-20 мм, а также песок, минеральный порошок, нефтяной битум и специальные добавки, состоящие из целлюлозных волокон. Песок занимает 8-12% от общего состава смеси. Добывается он при отсеве во время дробления горных пород. Такая же доля и у минерального порошка. Этот порошок состоит из измельченного доломита или известняка.
- Вместо нефтяного битума в составе может быть полимерно-битумное вяжущее (ПБВ), - поясняет эксперт. - В этом случае смесь не нуждается в дополнительных целлюлозных примесях. ПБВ считается более надежным веществом, чем нефтяной битум – оно лучше скрепляет асфальтобетон и делает полотно устойчивее к внешним факторам разрушения. В составе асфальтобетонных смесей стабилизатором может выступать не только целлюлозное волокно, но и другие примеси. Однако именно целлюлозная нить показывает лучшие связывающие свойства и обладает приемлемой ценой.
Алексей Живодеров называл основные преимущества, которые дает ЩМА по сравнению с обычным асфальтобетоном.
- Кубическая форма фракций щебня предназначена для того, чтобы во время утрамбовки дробленые горные породы сформировали прочную основу дорожного покрытия, - говорит Алексей Викторович. - Высокое содержание такого материала в ЩМА делает трассу надежной и предотвращает появление сдвигов от плохих погодных условий. Комбинация из песка, минерального порошка и вяжущего вещества предназначена для заполнения пустот в застывающем асфальте. Наличие такого наполнителя обеспечивает высокую плотность покрытия и минимальный уровень пористости.
В свою очередь целлюлозные волокна в смеси связывают между собой компоненты и предотвращают растекание нефтяного битума. Волокнистая добавка увеличивает срок службы дорожного покрытия, предотвращая расслаивание дороги.
Как результат: высокий уровень прочности, плотности и твердости; устойчивость к большой нагрузке (например, если это скоростная трасса или дорога, по которой часто ездят грузовики); низкая чувствительность к перепадам температур (реже образовываются трещины); влагостойкость; хорошее сцепление и отсутствие громкого шума при контакте с шинами авто; долговечность.
Что касается стоимости ЩМА, то она выше, чем у других асфальтобетонных материалов, но оправдана отличными эксплуатационными характеристиками. Судите сами: дорога из ЩМА служит в два-три раза дольше обычной даже при более высокой нагрузке. Поэтому щебеночно-мастичный асфальтобетон в первую очередь используют при ремонте дорог с высокой интенсивностью движения: на магистралях, кольцевой автодороге, выездах из города. Нередко магистрали проходят вблизи жилых домов, поэтому пониженный шум от сцепления автомобильных колес с дорогой при использовании ЩМА является крайне важным.
Контроль за качеством
При строительстве дорог также активно используются геосинтетические материалы: геотекстиль, геосетка, георешетка. Они предназначены для армирования конструкции, разделения слоев , укрепления откосов и так далее.
Еще одна составляющая качества тюменских автомобильных дорог — объективный контроль. Мобильная дорожная лаборатория позволяет своевременно выявлять износ — колеи, дефекты покрытия. Специалистами лаборатории также контролируется каждый этап строительства и ремонта дорог в Тюменской области.
Кстати, в ноябре 2022 года портал Superjob представил результаты опроса, проведенные в разных городах России с населением более полумиллиона человек по поводу качества дорог. И оказалось, что лидером стала Тюмень. Каждый третий тюменец поставил дорожникам оценку «отлично», чуть более половины оценили тюменские дороги на «четверку». На втором месте Казань, на третьем - Москва.
Нарастить объемы дорожного строительства и ремонта регионе позволил национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги», благодаря котором ежегодно обновляется около 200 км дорог.