Бывает же такое в жизни: осознаешь разумом, что фильм талантливый, шедевральный даже, а душа не лежит к нему и все тут. Ситуация щекотливая, даже неприятная. Порождает нездоровую самокритику. Потому как терзаешь себя: «Что-то с тобой не так, дорогая, ведь всем-то нравится, а вот ты….».
Нисколько не иронизирую, когда утверждаю, что фильм «Москва слезам не верит» – настоящая классика. Лидер кинопроката в свое время. Лауреат премии «Оскар» (а их-то по пальцам пересчитать, наших фильмов, которые удосужились). А самое главное – фильм этот перешагнул порог десятилетий и до сих пор пользуется зрительской любовью.
И, конечно, абсолютно заслуженно. Фильм сделан талантливо. И колорит времени прекрасно воссоздан. Вернее, двух эпох: 50-х и 70-х.
А уж реплики…. Некоторые и вовсе ушли в народ. Мы их часто употребляем, даже не задумываясь, откуда они. Это ли не признак гениальности? Помните: «Не давайте советы, лучше помогите материально», «В сорок лет жизнь только начинается» и другие.
А уж актеры – и вовсе блеск! Чего стоят Ирина Муравьева, Алексей Баталов, Олег Табаков, Евгения Ханаева, Владимир Басов, Юрий Васильев и многие другие.
В общем, всякий раз, как смотрю, убеждаюсь, что сделано добротно и на совесть.
Но вот, что касается замысла, самого сценария, здесь начинает коробить.
В чем же дело? В героине. В ее истории. Романтической, как рождественская сказка. Жизнеутверждающей. И насквозь… фальшивой.
Например, недостоверной мне всегда казалась история молниеносного карьерного взлета Катерины. Очень ли вам верится, признайтесь, чтобы девчонка-лимитчица стала директором крупного предприятия, депутатом Моссовета?
Не спорю, были такие случаи в прежние, советские времена. Ну, так тогда режиссеру следовало бы показать пару-тройку эпизодов этого чудесного общественного роста. А вышло наоборот. Героиня засыпает одинокой и полунищей брошенкой и просыпается по будильнику через двадцать лет статусной бизнес-леди, как сейчас говорят. А что было в этом двадцатилетнем промежутке, как состоялось волшебное восхождение героини? Неясно. Хотя бы два-три эпизода про Катеринины успехи. Ничего нет. Даже жанр мелодрамы эту досадную недоговоренность не оправдывает.
Ну, и это не все.
Всегда раздражала история с Гошей.
Надо же, 20 лет Катерине никто не встречался. И вот на тебе – счастье привалило в виде принца в нечищеных ботинках, но с тонкой и возвышенной душой. Многие женщины в нашей стране могли бы воскликнуть: «Укажите маршрут тот электрички, где эти Гоши ездят».
Кстати, я обратила внимание однажды на подозрительную идентичность сцен знакомства в пригородном поезде, что наблюдаем в фильмах «Москва слезам не верит» и «Сладкая женщина». До чего же похожие эпизоды! Вот только дальнейшее развитие знакомства героев Натальи Гундаревой и Олега Янковского очень правдоподобно. А история Катерины и Гоши надуманная и недостоверная. Почему так думаю, отчасти писала уже. Можете полюбопытствовать.
А добавить еще вот что хочу.
Шансов мало у сорокалетней моложавой прелестницы Катерины чинно-благородно жизнь свою устроить. По многим причинам. В том числе в силу ее статусного социального положения.
Скорее всего, доля ее – женатые любовники, как в начале фильма и показано. А вот то нежданное счастье ее, что, как нам так пытаются продемонстрировать создатели фильма, – сказка для наивных граждан и маленьких детей.
В этом отношении я больше верю в правдивость образа несчастной Ани Доброхотовой из «Сладкой женщины».
А что вы думаете об этом, дорогие читатели?
Пишите в комментариях.
*Фото взяты из коллекции Яндекс.картинки