Найти тему
В кино с Варварой

«Москва слезам не верит»: не верю и я и никак не могу полюбить этот фильм

Бывает же такое в жизни: осознаешь разумом, что фильм талантливый, шедевральный даже, а душа не лежит к нему и все тут. Ситуация щекотливая, даже неприятная. Порождает нездоровую самокритику. Потому как терзаешь себя: «Что-то с тобой не так, дорогая, ведь всем-то нравится, а вот ты….».

Нисколько не иронизирую, когда утверждаю, что фильм «Москва слезам не верит» – настоящая классика. Лидер кинопроката в свое время. Лауреат премии «Оскар» (а их-то по пальцам пересчитать, наших фильмов, которые удосужились). А самое главное – фильм этот перешагнул порог десятилетий и до сих пор пользуется зрительской любовью.

И, конечно, абсолютно заслуженно. Фильм сделан талантливо. И колорит времени прекрасно воссоздан. Вернее, двух эпох: 50-х и 70-х.

А уж реплики…. Некоторые и вовсе ушли в народ. Мы их часто употребляем, даже не задумываясь, откуда они. Это ли не признак гениальности? Помните: «Не давайте советы, лучше помогите материально», «В сорок лет жизнь только начинается» и другие.

Фото из открытых источников интернет. Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Фото из открытых источников интернет. Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

А уж актеры – и вовсе блеск! Чего стоят Ирина Муравьева, Алексей Баталов, Олег Табаков, Евгения Ханаева, Владимир Басов, Юрий Васильев и многие другие.

В общем, всякий раз, как смотрю, убеждаюсь, что сделано добротно и на совесть.

Фото из открытых источников интернет.Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Фото из открытых источников интернет.Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Но вот, что касается замысла, самого сценария, здесь начинает коробить.

В чем же дело? В героине. В ее истории. Романтической, как рождественская сказка. Жизнеутверждающей. И насквозь… фальшивой.

Например, недостоверной мне всегда казалась история молниеносного карьерного взлета Катерины. Очень ли вам верится, признайтесь, чтобы девчонка-лимитчица стала директором крупного предприятия, депутатом Моссовета?

Фото из открытых источников интернет Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Фото из открытых источников интернет Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Не спорю, были такие случаи в прежние, советские времена. Ну, так тогда режиссеру следовало бы показать пару-тройку эпизодов этого чудесного общественного роста. А вышло наоборот. Героиня засыпает одинокой и полунищей брошенкой и просыпается по будильнику через двадцать лет статусной бизнес-леди, как сейчас говорят. А что было в этом двадцатилетнем промежутке, как состоялось волшебное восхождение героини? Неясно. Хотя бы два-три эпизода про Катеринины успехи. Ничего нет. Даже жанр мелодрамы эту досадную недоговоренность не оправдывает.

Фото из открытых источников интернет. Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Фото из открытых источников интернет. Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Ну, и это не все.

Всегда раздражала история с Гошей.

Надо же, 20 лет Катерине никто не встречался. И вот на тебе – счастье привалило в виде принца в нечищеных ботинках, но с тонкой и возвышенной душой. Многие женщины в нашей стране могли бы воскликнуть: «Укажите маршрут тот электрички, где эти Гоши ездят».

Фото из открытых источников интернет Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Фото из открытых источников интернет Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

Кстати, я обратила внимание однажды на подозрительную идентичность сцен знакомства в пригородном поезде, что наблюдаем в фильмах «Москва слезам не верит» и «Сладкая женщина». До чего же похожие эпизоды! Вот только дальнейшее развитие знакомства героев Натальи Гундаревой и Олега Янковского очень правдоподобно. А история Катерины и Гоши надуманная и недостоверная. Почему так думаю, отчасти писала уже. Можете полюбопытствовать.

Фото из открытых источников интернет. Коллаж авторский. Кадры из фильмов «Москва слезам не верит» и «Сладкая женщина».
Фото из открытых источников интернет. Коллаж авторский. Кадры из фильмов «Москва слезам не верит» и «Сладкая женщина».

А добавить еще вот что хочу.

Шансов мало у сорокалетней моложавой прелестницы Катерины чинно-благородно жизнь свою устроить. По многим причинам. В том числе в силу ее статусного социального положения.

Скорее всего, доля ее – женатые любовники, как в начале фильма и показано. А вот то нежданное счастье ее, что, как нам так пытаются продемонстрировать создатели фильма, – сказка для наивных граждан и маленьких детей.

В этом отношении я больше верю в правдивость образа несчастной Ани Доброхотовой из «Сладкой женщины».

Фото из открытых источников интернет Кадр из фильма «Москва слезам не верит»
Фото из открытых источников интернет Кадр из фильма «Москва слезам не верит»

А что вы думаете об этом, дорогие читатели?

Пишите в комментариях.
*Фото взяты из коллекции Яндекс.картинки