Найти в Дзене
В кино с Варварой

«Сладкая женщина»: считаю Тихона самым неприятным персонажем в этом фильме

Кинолента 1976г. «Сладкая женщина» давно стала классикой отечественного кино. Наталья Гундарева, исполнившая главную роль, была признана, согласно версии журнала «Советский экран», лучшей актрисой 1977 года. О самой ее героине, Анне Доброхотовой, по сей день не утихают споры. В советские времена было принято считать ее отрицательным персонажем: дескать, недалекая мещанка она, бездушная эгоистка. В новое время многие смотрят на нее по-иному: находят и ряд положительных черт. Впрочем, речь не об Анне. А о другом герое. Последнем из показанных в фильме мужчин Анны – Тихоне. Вот о нем-то я не встречала отрицательных отзывов. Напротив. Создателями фильма он задуман замечательным со всех сторон. И многие зрители, я знаю, ему симпатизируют. А я вот считаю его самым неприятным персонажем в фильме. Хотя это понимаешь не сразу. Вот Тихон появляется в самых первых кадрах. В электричке. Кстати, ничего вам это не напоминает? Правильно. Точно такую же сцену мы видим и в другом культовом

Кинолента 1976г. «Сладкая женщина» давно стала классикой отечественного кино. Наталья Гундарева, исполнившая главную роль, была признана, согласно версии журнала «Советский экран», лучшей актрисой 1977 года. О самой ее героине, Анне Доброхотовой, по сей день не утихают споры. В советские времена было принято считать ее отрицательным персонажем: дескать, недалекая мещанка она, бездушная эгоистка. В новое время многие смотрят на нее по-иному: находят и ряд положительных черт.

Фото из открытых источников интернет. scale_1200 (1).jpg Кадр из фильма "Сладкая женщина".
Фото из открытых источников интернет. scale_1200 (1).jpg Кадр из фильма "Сладкая женщина".

Впрочем, речь не об Анне. А о другом герое. Последнем из показанных в фильме мужчин Анны – Тихоне. Вот о нем-то я не встречала отрицательных отзывов. Напротив. Создателями фильма он задуман замечательным со всех сторон. И многие зрители, я знаю, ему симпатизируют.

Фото из открытых источников интернет. scale_1200 (2).jpg Кадр из фильма "Сладкая женщина".
Фото из открытых источников интернет. scale_1200 (2).jpg Кадр из фильма "Сладкая женщина".

А я вот считаю его самым неприятным персонажем в фильме.

Хотя это понимаешь не сразу. Вот Тихон появляется в самых первых кадрах. В электричке. Кстати, ничего вам это не напоминает? Правильно. Точно такую же сцену мы видим и в другом культовом фильме тех же лет. В знаменитой киноленте «Москва слезам не верит». Случайно ли это? Оставим вопрос риторическим.

Фото из открытых источников интернет.1920x.webp Кадр из фильма "Сладкая женщина".
Фото из открытых источников интернет.1920x.webp Кадр из фильма "Сладкая женщина".
Фото из открытых источников интернетog_og_1589086051279242178.jpg Кадр из фильма «Москва слезам не верит».
Фото из открытых источников интернетog_og_1589086051279242178.jpg Кадр из фильма «Москва слезам не верит».

Так вот. С этих самых первых кадров мы понимаем: Тихон – преинтересный субъект. Очень неоднозначный. По одежде, некоторым манерам – просто рубаха-парень. Скажем, ничего не стоит ему фамильярно так, игриво обратиться к незнакомой женщине: «рыженькая». Но благородная внешность, умный прищур глаз красавца-аристократа Олега Янковского не оставляет сомнений – перед нами ряженый, этакий король в изгнании. Что и подтверждается потом. Сам Тихон скупо упоминает о том, что повидал немало. И за границей, оказывается, бывал. Да и Бог знает, чего он о себе не успел рассказать…

Фото из открытых источников интернет44571.jpg Кадр из фильма "Сладкая женщина".
Фото из открытых источников интернет44571.jpg Кадр из фильма "Сладкая женщина".

Таковым Тихон остается на протяжении всех своих появлений в этом киносюжете. Во всех речах Тихона про доморощенную простоту: грибочки, деревенские шальки, елочки во дворе, – сквозит фальшь. Причем, фальшь самому себе. Тихон таким себе очень нравится: народным, простым, искренним, правдолюбивым. «Богато жить привыкла. Со мной богато не получится. Неухватистый я», – как будто даже хвалится он. Ведь он – простой рабочий на стройке. Только и всего….

Фото из открытых источников интернет. 1.jpg Кадр из фильма "Сладкая женщина".
Фото из открытых источников интернет. 1.jpg Кадр из фильма "Сладкая женщина".

Так да не так. Непритязательная ушаночка да поношенная курточка прикрывают царские ризы. Ведь Тихон Соколов в глубине души считает себя избранным, особенным. Он даже свое неумение преуспевать в этой жизни несет гордо, как наградной лист.

Иногда кажется, что и вовсе Тихон себя втайне считает даже святым: а как же, жене и дочке имущество оставил, сам живет-погибает в убогой развалюхе под снос. И, между прочим, конечно, не понимает совсем, что жена-то ушла из-за того, что устала терпеть его «расчудесный» характер. Его беспрестанную игру в то, чем он хотел бы быть.

Фото из открытых источников интернет.kadr-sladkaya-zhenchina-05.jpg Кадр из фильма "Сладкая женщина".
Фото из открытых источников интернет.kadr-sladkaya-zhenchina-05.jpg Кадр из фильма "Сладкая женщина".

Кстати, то, что Тихон постоянно буквально приходит в ледяное бешенство оттого, что Анна недальновидно и запросто, не от большого ума, что там говорить, плохо о его жене отзывается, вовсе не свидетельствует о его благородной натуре. Скорее, эта очередная игра в благородство.

Всякий раз смотришь на этого Тихона, да и думаешь: ну и на что ему, такому запутанному и сложному, этакая простая, незамысловатая Анна была нужна? Ему б чего позаковыристей…. А был бы он и впрямь человеком достойным, так и сразу сгинул бы куда после первой уже встречи. Не морочил бы женщине голову. Потому что не его поля ягода. Но Тихону покуражиться надо. Ему жертва надобна. А Анна очень подходит на эту роль. Ведь она для него – всего лишь убогая мещаночка, глупая, недалекая. Разобраться, и не совсем человек даже. Поэтому можно над ней поизмываться по-всякому. С глумливой улыбочкой, таящимся в насмешливых глазах превосходством.

Фото из открытых источников интернет.scale_1200.jpgКадр из фильма "Сладкая женщина".
Фото из открытых источников интернет.scale_1200.jpgКадр из фильма "Сладкая женщина".

Подковырнуть, например: «Подрядился что ли ходить к тебе?».
Откровенно унизить: «Облавы не устраивай, а то рассержусь», «Ты на любого согласна. А другие требования имеют».
Указать ей, что недалекого ума она: «Когда поймешь, тогда и обижать не буду».
И вовсе уж растоптать презрением: «Ты думаешь, кошка-лизунья, если выпью, полюбить тебя смогу?».

Вообще, на Анне Тихон срывается с большим удовольствием. Ведь она, эта «сладкая женщина», и, впрямь, наверное, глупа, если не видит, какой это черствый, бездушный и высокомерный человек.

Фото из открытых источников интернет.scale_1200 (1).pngКадр из фильма "Сладкая женщина".
Фото из открытых источников интернет.scale_1200 (1).pngКадр из фильма "Сладкая женщина".

Скажете, Тихона оправдывает то, что и Анна сама вовсе не Орлеанская дева. Бабенка она тертая, и циничная, и расчетливая. Все так. Но все-таки она же – душа живая. И на это прямо указывают создатели фильма. Последние сцены заостряют наше внимание на этом. Ведь так жаль эту самую Анну, отвергнутую, брошенную, когда в отчаянии и горе бродит она по темной, ночной заброшке, после того, как «галантный» кавалер Тихон ее выпроводил восвояси. А красивое, почти одухотворенное в белоснежном обрамлении платка лицо Анны – крупным планом в финальной сцене… Разве это не намек создателей фильма на то, что заложены в этой героине и возможность духовного возрождения, да и, вообще, и не такая уж она пропащая?

Фото из открытых источников интернет.imgpreview.jpg Кадр из фильма "Сладкая женщина".
Фото из открытых источников интернет.imgpreview.jpg Кадр из фильма "Сладкая женщина".

Создатели фильма это понимают и до нас, зрителей, доносят. Не понимает этого Тихон. А ведь мог бы и почувствовать. Ведь он же, в отличие от прочих Аниных ухажёров, и тонкостью ума отличается, и широтой воззрений. Но видно, нет. Не дано. «Малахольный» он, как, кстати, его при знакомстве про себя характеризует Анна. И это бесхитростное первое впечатление, пожалуй, что и верное.

Где-то читала, что хотели на роль Тихона Владимира Высоцкого позвать. Не срослось почему-то. И, думаю, слава Богу. В исполнении Владимира Семеновича Тихон другой получился бы. Слишком напористый, грубоватый, честный и прямой. Предсказуемый. Без двойного дна.

Фото из открытых источников интернет. Sweet-woman-12.jpg Кадр из фильма "Сладкая женщина".
Фото из открытых источников интернет. Sweet-woman-12.jpg Кадр из фильма "Сладкая женщина".

А так, благодаря Олегу Ивановичу, мы имеем совершенно потрясающий, неповторимый кинотипаж. И отталкивающий, и обаятельный одновременно. Способный произвести впечатление и заманить, к сожалению, в свои сети и не только простоватую «сладкую женщину».

А что вы думаете об этом, дорогие читатели?

Пишите в комментариях.
*Фото взяты из коллекции Яндекс.картинки