Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Развитие гипертимного радикала. Часть 1

Начнем с того в каких ситуациях уместно проявление гипертимного радикала.

При решении каких-либо ­­­жизненных задач эта стратегия подходит лучше других. Это надо обязательно знать, так как просто без разборное, без учета контекста использование этой, да и других стратегий, создаст больше проблем чем преимуществ.

Простой пример. Эмотивно - тревожно - паранойяльный начинает развивать гипертимные черты характера и начинает легко относиться к своей ответственности перед клиентами, забывая о назначенных консультациях. И вот на начальном этапе развития, попадая в такие ситуации, гипертимное поведение у человека получает негативное подкрепление, а это будет значительно тормозить его развитие.

Или тревожно - эпилептоидный человек, развивая гипертимный радикал, начинает более рискованно водить собственное авто и менее ответственно относиться к своевременным заменам масел, фильтров, резины и колодок, и в результате увеличивает вероятность непредвиденных поломок, ускоряется износ механизмов и повышается риск попасть в ДТП.

И что уже говорить о большинстве работ по найму, где гипертимные черты подчиненных вызывают у своих руководителей резко негативную реакцию.

Да и вообще по сути дела при воспитании ребенка, тем более в школе, а особенно раньше, гипертимный радикал — это то поведение, которое наиболее не приветствовалось и не поощрялось. И его всеми силами старались скорректировать.

Вспомните за что Вас наказывали в школе и за что поощряли. Не знаю есть ли сейчас оценки за поведение, но у нас в детстве они были. И двойки ставили именно за гипертимное поведение.

Самый простой пример. На переменах запрещалось бегать и кричать, да и радоваться тоже. Ученик должен был быть аккуратный, серьезный и ответственный. Ну ладно на уроке, но почему на перемене? Потому что социум в лице педагогов, особенно имеющих эпилептоидные и тревожные радикалы просто злит или тревожит такое поведение окружающих, а особенно младшего поколения.

В общем гипертимному поведению в детстве чаще всего сопутствует негативное подкрепление от старших.

Я не хотел бы, чтобы читатель подумал, что я критикую такой подход. Детей надо учить ответственности перед обществом и своим будущем (что как раз у гипертима по минимуму) это нормально. Ведь безответственность, развязность и отсутствие уважение к окружающим, что во многих случаях является чертами гипертимного поведения, явно не то, что хотели бы видеть занимающиеся воспитанием детей педагоги и родители.

Но вот как этому учить, не стирая полностью гипертимную стратегию это еще тот вопрос. Но это уже не в формате этой книги. Думаю, что у меня будет желание написать книгу о воспитательном процессе с учетом психотипов. Тем более сейчас я на эту тему активно провожу семинары педагогам.

Да кстати, дети в школе любят больше всего учителей, проявляющих гипертимные черты. И вот он, первый контекст где уместно умеренное проявление гипертимного радикала, если педагог хочет завоевать любовь своих учеников. Правда такое поведение обычно очень не любит педагогический коллектив и с осуждением относится к этому.

Тоже самое касается и родителей. Почти всегда дети больше привязаны к тому родителю в психотипе которого ярко выражена гипертимность. Такой родитель становится больше другом, старшим товарищем, с которым и весело можно поиграть, и рассказать о своих проблемах, так как здесь получишь дельный совет, а не осуждение. Вот и второй контекст. Хотите, чтобы у вас был хороший контакт с ребенком -включайте в общении с ним гипертимный радикал.

Пойдем дальше, где еще гипертимный радикал уместен? Учась использовать гипертимную стратегию важно всегда помнить, что такое поведение должно позитивно подкрепляться либо окружением, либо самоудовлетворением от достигнутой цели, иначе без такого подкрепления развить радикал будет гораздо сложней. И чтобы определить следующие контексты надо в начале понять, как гипертим видит мир, какой внутренний диалог имеет, что чувствует, какие имеет потребности, к чему стремится. К тому же эти знания послужат Вам неким компасом, эталоном с которым можно будет сверять свое мироощущение, свои действия, свои чувства. Также это понимание будет являться первой техникой по развитию данного радикала.

В чем суть гипертимного радикала, к чему он стремится и чего боится?

Куда направлен вектор крайнего его проявления? Это можно выразить одним словом - гипертим не «парится». Здесь на мой взгляд больше всего подходит это сленговое слово. Не слово тревожится, ни слово беспокоится, ни слово волнуется или переживает, а именно слово не парится. Все встающие перед ним жизненные задачи он считает, что может легко решить. Ну или они как-то решатся сами. А если не решатся, то и хрен с этим. Как поется в одной песне:

-Если нам скажут, что наш поезд ушел,

-Мы ответим то что подождем другой.

-И чтобы на перроне скучать не пришлось…

А чего гипертим больше всего боится, так это скуки, от нее он по-настоящему страдает.

Гипертим, думая о цели видит возможности и не видит препятствий, которые бы могли помешать достижению этой цели. А если и видит эти препятствия, то они его не пугают, он не чувствует в них опасности, они его наоборот радуют, так как преодолевая их можно здорово повеселиться. Ну или по крайней мере скучно точно не будет.

У всех живых организмов есть два способа мотивации, всего два. Это «морковка» и «палка». Мы либо стремимся получить новый ресурс, либо стремимся избежать потери уже имеющего ресурса. В НЛП это называют метапрограммой движение «К» и движение «От». Движение «К» соответствуете оптимизму, предвкушению, интересу и азарту. Регулируется количеством нейромедиатора дофамина. Чем больше дофамина - тем больше гипертимности.

Движение «От» соответствует беспокойству, тревоге, страху, регулируется нейромедиатором кортизолом. Чем больше кортизола - тем больше тревога.

У гипертима наиболее, по сравнению с другими радикалами, выраженно движение «К» и наименее движение «От».

Гипертим жаждет ресурса, верит, что получит его и усиливает активность для его достижения и нечувствителен к вероятным будущим потерям при движении к цели.

В жизни есть прекрасный пример, чтобы более ярко увидеть эту стратегию. Это происходит при употреблении алкоголя. В большинстве случаев, при небольшом количестве алкоголя у человека на время опьянения появляются или усиливаются гипертимные черты характера. Человек расслабляется, становится более общительным и жизнерадостным, снижается тревога. Это как в пословице про «море по колено». То есть жизненные задачи начинают восприниматься как легкоразрешимые, а проблемы пустяшные. В общем появляется тот самый оптимизм, присущий гипертимной стратегии.

И вот читатель Вы сейчас можете подумать насколько часто Вы так чувствуете мир, есть что-то подобное? На сколько по-Вашему, в Вас развит в процентном содержании гипертимный радикал? Определите цифру, запомните ее. Можете даже представить себе эквалайзер и рычажок на ней регулирующий эту стратегию. В каком положении он сейчас у Вас находится, на какой отметке? Это нужно будет потом для того, чтобы учиться регулировать силу проявления радикала.

Вспомните те случаи в жизни, когда Вы были полны оптимизма (исключая употребление алкоголя или других психоактивных веществ). Что Вы тогда думали, что чувствовали, какие слова и оценки у Вас были во внутреннем диалоге. Попробуйте уловить ощущения в теле, соответствующие оптимизму. В каком положении тогда был рычажок эквалайзера? Можете вспомнить и те моменты в жизни, когда оптимизм был на минимуме. В каком положении тогда был рычажок? Попробуйте прям сейчас, вспоминая те моменты, когда Вы были полны оптимизма, изменить положение рычажка. Вспоминать надо обязательно ассоциировано. То есть так как будто Вы находитесь в том событии и видите себя не со стороны (это будет диссоциация), а из своих глаз. Двинулся рычажок вверх? Попробуйте в течение дня несколько раз вспоминать о рычажке смотреть где он находится.

Хочу обратить внимание читателя на то что это очень важный момент в развитии радикала, так как в дальнейшем, проходя различные техники, этот образ будет показывать Вам на сколько Вы сейчас находитесь в гипертимной стратегии. А также можно будет научиться просто меняя его положение усиливать или уменьшать гипертимные проявления.

Возможно, кому не очень подходит образ рычажка не эквалайзере, можно использовать другие образы. Например, как визуальное изображение уровня звука на каком-либо экране. Ну там, где от нуля до ста. И обязательно нужен способ регулировки. Ну, а если у кого плохо с визуальными образами, то можно использовать ощущения в теле.

Гипертимной стратегии будет соответствовать, легкость, активность, расширение пространства внутри тела, возможно расслабленность в виде алертности (алертность - состояние максимальной готовности к действию на фоне внутреннего спокойствия), тепло в солнечном сплетении. Может это быть и какой-нибудь цвет, например, оранжевый и чем выше будет его интенсивность, тем сильней будет проявление гипертимного радикала. А может это даже будет такой пока еще тусклый или маленький человечек, или может животное, которые бы соответствовали бы пока еще не выросшему гипертимному радикалу. И яркость или увеличение этого образа говорило бы о усилении проявления гипертимной стратегии.

В общем должно быть что-то, что указывало на интенсивность проявления радикала, некий маркер, индикатор и регулятор этой интенсивности. Хорошо если будет все вместе, что я здесь перечислил.

-2

Продолжение следует.

Автор: Мироненко Евгений Викторович
Психолог, СМИЛ диагностика

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru

Наука
7 млн интересуются