В этой статье говорим про деньги. Сколько стоят сотрудники? Нормально ли за них переплачивать? И чем ещё мотивировать, если не высокой зарплатой?
Чем определяется стоимость сотрудника
Стоимость сотрудника — это самые сложные расчёты в момент, когда вы создаёте стартап или организуете бизнес. Нужно понимать, что рыночная стоимость сотрудника — не всегда показатель его реальной стоимости.
Иногда рыночная стоимость формируется дутыми стартапами, о которых мы говорили в предыдущих статьях. Поэтому в первую очередь стоимость сотрудника должна исходить из того, что он даёт проекту, к какому результату он его ведёт.
Если сотрудник важен, а на рынке таких мало, то вы должны быть готовы переплачивать. Если же выбор на рынке большой, то не нужно бояться длительного поиска. Возможно, вы найдёте сотрудника подешевле. Очень часто люди готовы уступать в своих требованиях по зарплате, исходя из каких-либо других удобств компании.
Когда деньги — не главное: пример из практики
У меня был случай, когда ведущий специалист до работы в нашей компании получал 300-400 000 ₽. Но с нами он согласился сотрудничать за 200 000 ₽. Только потому, что ему в портфолио хотелось иметь финтех опыт, работая с банком. Мы достаточно долго его искали, а когда нашли — убедили. Он остался с нами и проработал 8 месяцев. Этого было достаточно для реализации первичного проекта.
В дальнейшем мы готовы были платить больше, когда сотрудник собрался уходить. Потому что он попробовал, то что хотел, — финтех ему, кстати, не понравился. А мы уже смогли позволить себе более крутого и дорогого специалиста, так как на тот момент получили второй раунд инвестиций.
Стоит ли переплачивать за специалиста?
Нельзя переплачивать за незаменимость специалиста. Что это значит? Если специалист продавливает вас на бОльшую зарплату, будучи незаменимым, то со временем, как вампир, начинает всё сильнее хотеть этой крови и золота. Он будет шантажировать вас не только деньгами, но и своей работой, возможным увольнением, отпуском. И всё равно в конечном итоге уйдёт.
Когда и как нужно поднимать зарплату?
Вы должны уметь ловить момент, когда можно поднять человеку зарплату до его запроса. Если вы видите, что человек вырос и может получать больше денег — предложите ему их. Почему? На рынке он мог вырасти на 90 000, а согласится остаться с вами за вдвое меньшую сумму. Потому что смена коллектива и компании — это всегда сложность. Если вы упустите этот момент и он придёт сам, то, скорее всего, попросит уже больше денег.
И вообще не нужно радоваться тому, что человек сидит на старой ставке и ни о чём не просит. Если он продолжает сидеть на старой ставке — вероятно, он параллельно сидит ещё и на хэдхантере, где ищет себе новое местечко.
Что делать с возрастными сотрудниками?
Существует ещё один тип специалиста, который хочет мало денег, но при этом очень долго у вас работает. Как правило, это возрастные сотрудники, которые привыкли к стабильности. Вам нужно быть готовым к тому, что такие люди реже принимают новые технологические решения. Они менее гибкие и сложнее принимают современные правила игры.
Они не готовы учиться у молодых и сильно этому сопротивляются. По сути возраст — это такой же дисконт, как и неквалифицированный сотрудник. Он тоже стоит дешевле. Не надо этого бояться. Просто это нужно осознавать и реализовывать коммуникацию так, чтобы это не мешало работе.
От чего ещё может зависеть стоимость сотрудника
Очень часто стоимость сотрудника будет зависеть ещё и от того, что вы ему предлагаете кроме денег. Это может быть удобный офис, дистанционная работа, менее строгие правила работы, лояльность компании.
Если к вам приходит человек с большим опытом, но просит маленькую зарплату, обратите внимание на тип его опыта. Был ли у него продуктовый опыт, работал ли он в команде, проверял ли кто-то его код, если говорим об IT-разработке… Возможно, его ценили за то, что он такой дешёвый и работал 24/7. А потом он ушёл и потребовался полный рефакторинг.
Если кто-то из сотрудников не просит повышения, так как чувствует, что должен вам или испытывает симпатию, то это ещё одна проблема. Лучше всё равно повысить такому человеку зарплату, чтобы иметь возможность в полной мере с него спрашивать то, что вам необходимо.
Если на какой-то вопрос сотрудник отвечает «Так я и получаю мало», то всё. Вы достигли грани, когда не сможете с него требовать. Ведь он считает, что должен делать работу ровно на столько денег, сколько ему платят.
Часто бывает так, что сотрудники хотят меньше денег, так как, кроме 8 часов у вас, они будут подрабатывать на стороне. С одной стороны, это нестрашно. С другой — высок риск быстрого выгорания. В таком случае подойдите и поговорите с человеком. Какой надбавки он хочет, чтобы результат был лучше? И чтобы лишние два часа он уделял именно вашему проекту.
Обсуждение зарплат
К сожалению, в России нет чёткого закона, запрещающего говорить про зарплаты. Но мы всегда просим сотрудников этого не делать, чтобы не разрушать микроклимат команды. Так как для некоторых людей уровень зарплаты — повод определить превосходство одного сотрудника над другим. Поэтому советую избегать публичного обсуждения этой темы, чтобы не потянуть цепочку, когда один будет хотеть зарплату другого.
Сроки повышения зарплаты
Всегда обговаривайте сроки повышения зарплат. Чтобы точно знать время, когда сотрудник может вернуться к этому вопросу. Для этого, конечно, нужно вводить систему индивидуального плана развития (ИПР), которая очень хорошо работает в моей компании. Об этом подробнее поговорим позже.
Нематериальные аргументы
Наличие техники тоже может влиять на стоимость сотрудника. Если вы берёте человека, который работает на своём оборудовании, он может стоить дороже. У меня был такой случай, когда сотрудник хотел 100 000 ₽, а я ему предложила 80 000 ₽. И он согласился, узнав, что я предоставлю ему также компьютер. Причём хороший.
Вкусный кофе, чистый офис, оборудованная кухня — всё это тоже может влиять на снижение зарплаты. Так как человек будет готов уступить за свой комфорт. И тут решать вам: тратить силы, деньги и время на организацию таких условий. Или тратить их на бОльшие зарплаты сотрудникам.
Команда — тоже мощный критерий. Если у вас есть сильные специалисты, то многие другие будут хотеть попасть к вам в первую очередь для повышения квалификации.
Экономия на зарплатах
Теперь об экономии на зарплатах. Пока у вас стартап или новая компания, никто не будет придираться, если всех сотрудников вы наймёте как самозанятых. Поэтому на начальных этапах можно сэкономить на оформлении. Пока вы инвестируете деньги и не получаете входящую прибыль, к вам не будет претензий.
Но как только компания становится старше, а на ваш счёт приходит больше денег, то возникает всё больше вопросов, почему у вас так много самозанятых, а не людей в штате.
И вообще частая ошибка стартапов при формировании цены конечного продукта состоит в том, что не учитываются расходные части на налоги: расходы на сотрудников, сопровождение, оборудование…
Итоги
Сэкономить на зарплатах можно только в начале пути — устраивая сотрудников как самозанятых. В качестве альтернативы большой зарплате можно предложить уют: хорошие условия, гибкий график, лояльное отношение.
А вот на чём точно нельзя экономить — это на проверенных сотрудниках, которые классно и давно работают с вами. И лучше предложить им повышение самостоятельно. Иначе есть риск упустить ценного человека. Или дождаться, когда он назовёт свои собственные, уже более высокие зарплатные ожидания.
★★★★★
Есть вопросы? У меня есть ответы :) Спрашивайте в комментариях — я на связи.
Кстати, эта статья написана по мотивам шестнадцатого выпуска нашего подкаста «Как там бизнес?» Послушать его можно по ссылке.
Подписывайтесь, читайте нас на Дзене и в соцсетях, смотрите на YouTube и слушайте в наушниках. Мы рады делиться полезным и интересным. Пока-пока!