Чем запомнился прошедший 2023 год ученым Росатома? В числе наиболее впечатливших исследований и разработок эксперты научных институтов Госкорпорации «Росатом» назвали препараты для борьбы с онкологией, цифровую модель сердца, запуск радиогелиографа и другие прорывные проекты. Мнения ученых собирала редакция «Страны Росатом».
В отрасли
Дмитрий Корнилов, ученый секретарь, Государственный научный центр «Научно-исследовательский институт атомных реакторов» (ГНЦ «НИИАР»):
— Основные события прошедшего года отражают планомерное движение предприятий «Росатома» к замыканию ядерного топливного цикла. Надо отметить прежде всего полный перевод реактора БН‑800 на смешанное оксидное уранплутониевое топливо и начало реакторных испытаний этого топлива для обоснования возможности применения в установках типа ВВЭР.
Анастасия Борзова, инженер отделения радионуклидных источников и препаратов, ГНЦ «НИИАР»:
— Радиофармпрепарат на основе радия‑223, разработанный специалистами НИИАР и Федерального научно-клинического центра медицинской радиологии и онкологии Федерального медико-биологического агентства России, прошел клинические исследования и продемонстрировал безопасность и эффективность при лечении рака предстательной железы. Началось замещение импортного препарата, которому отечественный не уступает, при этом цена нашего препарата ниже.
Евгений Латышев, научный сотрудник службы ядерной безопасности, ГНЦ «НИИАР»:
— У нас открылся участок по производству актиния‑225. Это альфа-излучающий радиоактивный изотоп, который вызывает разрыв ДНК раковых клеток. Здоровые ткани практически не страдают. На его основе разрабатывают лекарственные препараты мощного направленного действия.
В России
Андрей Брацук, научный сотрудник, научно-исследовательский институт — научно-производственное объединение «Луч»:
— Руководство страны, отрасли, дивизиона стало уделять науке больше внимания. Налажено стабильное финансирование, появилась возможность закупать материалы, оборудование для проверки и реализации научных идей и гипотез. Есть возможность передавать свой опыт стажерам — студентам ведущих вузов страны, учиться самому у старших коллег. Преобразились университеты, с каждым днем все больше стартапов и микропредприятий с новыми продуктами и технологиями. Развивается микроэлектроника, полупроводниковые материалы усовершенствовались до уровня, который 10 лет назад казался недосягаемым, у новых устройств снижается энергопотребление.
Алексей Горелов, младший научный сотрудник отделения радиохимических технологий, ГНЦ «НИИАР»:
— Ученые Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого разработали алгоритм, который за 20 секунд по снимкам компьютерной томографии строит цифровую модель сердца пациента. Модель печатается фотоплимерной смолой на 3D-принтере — и хирург тренируется на ней до операции на живом сердце.
Анастасия Борзова, инженер отделения радионуклидных источников и препаратов, ГНЦ «НИИАР»:
— В радиоастрофизической обсерватории «Бадары» Института солнечно-земной физики Сибирского отделения РАН запустили единственный в мире радиогелиограф. Главная задача прибора заключается в исследовании ближнего космоса и околоземного пространства, а также в построении 3D-модели околосолнечного космического пространства.
Евгений Латышев, научный сотрудник службы ядерной безопасности, ГНЦ «НИИАР»:
— Российская компания получила разрешение на клинические исследования препарата для предупреждения развития сахарного диабета первого типа. Лекарство должно отсрочить зависимость пациентов от инсулина.
В мире
Елена Дергунова, ведущий научный сотрудник, Высокотехнологический научно-исследовательский институт неорганических материалов (ВНИИНМ):
— В конце ноября 2023 года была публикация о том, что из межгалактического пространства на нашу планету прилетела субатомная частица с энергией 244 эксаэлектронвольт — в 30 млн раз больше, чем у частиц в Большом адронном коллайдере. Суперчастица получила имя в честь японской богини солнца Аматэрасу. Астрофизикам известны объекты во Вселенной, которые могут ускорять частицы до огромных энергий, например активные галактические ядра. Но вот проблема: в направлении, откуда прилетела Аматэрасу, ничего такого нет. И это вызов для ученых.
15 ноября в издании Communications Earth & Environment появилась статья о том, что Военно-морской исследовательской лаборатории США удалось обнаружить водород на поверхности Луны. Сотрудники проанализировали методом трансмиссионной электронной микроскопии добытые «Аполлонами» образцы грунта. В минералах мерриллите и апатите и был найден водород солнечного ветра.
Роберт Самохвалов, младший научный сотрудник службы ядерной безопасности, ГНЦ «НИИАР»:
— Индийская автоматическая станция «Чандраян‑3» в августе села на поверхность Луны. Индия стала четвертой после СССР, США и Китая страной, успешно посадившей космический аппарат на естественный спутник Земли.
Анастасия Борзова, инженер отделения радионуклидных источников и препаратов, ГНЦ «НИИАР»:
— В США одобрили первое в мире лекарство от болезни Альцгеймера. Препарат пока не может вылечить, но успешно борется с симптомами и замедляет развитие болезни.
Полную версию читайте на сайте «Страны Росатом».
***
Подписывайтесь на канал и следите за новостями науки.