Найти тему
Молодость в сапогах

Военная экономика и война ресурсов

Цель этой статьи показать несостоятельность некоторых основательно укоренившихся заблуждений относительно возможностей экономики СССР в самый тяжелый военный год - 1942.

Нам важно продемонстрировать, откуда эти штампованные заблуждения берутся и предложить читателю сделать выводы в сравнении с текущим моментом - тут уже каждый самостоятельно. Все основывается на документах, само собой, никаких "авторских версий".

Сразу отметим: процентов 50 "заключений" о промышленном потенциале СССР, которые интернет-специалисты озвучивают в формате непреложной истины без сослагательного наклонения, взяты из действительно очень интересной книги Р.Гелена или из публикаций, где она цитируется. В русском переводе эта работа называется "Война разведок". Книга стоит того, чтобы ее прочитать, но она весьма неоднозначная, даже если "минус 56 градусов" засчитать в ошибку переводчика или редактора. Впрочем, Гелен вполне профессионально и грамотно обозначает свои выкладки именно как расчеты, оценки, а не утверждает безапелляционно "было так", потому как основывается на данных немецкой разведки, понимая, что они могли быть неполными или и вовсе ошибочными.

Повод сомневаться имелся. Насколько немецкие спецслужбы "попадали в цель" применительно к СССР в довоенный период, мы уже писали на канале:

Скажем аккуратно - не всегда попадали. СССР был для иностранных шпионов твердым орешком, но с началом боевых действий, несмотря на строгости военного времени, активность немецких спецслужб возросла на порядки.

В этой статье речь пойдет именно о промышленном потенциале, а не о планах командующих, образцах военной техники и местах дислокации частей и соединений. Ведь все эти факторы имеют хоть какое-то значение, только когда основываются на развитой военной экономике, способной выдержать длительную конкуренцию с экономикой противника в режиме максимального напряжения. Гелен в своей работе представляет весьма интересные соображения о возможностях СССР и перспективах "войны ресурсов" на момент наибольшего продвижения немецких войск и их явного военного успеха, а также с учетом относительно небольшой (!) на тот момент помощи союзников СССР.

Райнхард Гелен (Reinhard Gehlen) - будущий создатель разведки ФРГ. С 1 апреля 1942 занимал должность начальника 12-го отдела Генштаба «Иностранные армии Востока» - войсковой разведки, работавшей параллельно с Абвером на Восточном фронте.
Райнхард Гелен (Reinhard Gehlen) - будущий создатель разведки ФРГ. С 1 апреля 1942 занимал должность начальника 12-го отдела Генштаба «Иностранные армии Востока» - войсковой разведки, работавшей параллельно с Абвером на Восточном фронте.

В своей книге Гелен цитирует собственный доклад "Экономический потенциал Советского Союза". Процитируем и мы отдельные фрагменты.

Начнем сразу с алюминия, которого в СССР типа почти не было, а после оккупации некоторых областей немцами стало и того меньше. И только помощь союзников спасла нашу страну от краха, потому что двигатели Т-34 были из алюминия - примерно так звучит постоянно воспроизводимая в комментариях популярная версия современных знатоков истории. А вот что писал Гелен:

"По нашим данным, на Урале находились крупные залежи бокситов... Поэтому даже потеря Советами находившихся в прифронтовой полосе бокситовых рудников под Тихвином не оказала бы существенного влияния на выпуск алюминиевой продукции. Однако до войны в уральском регионе имелось очень мало заводов по производству этого металла. После потери крупнейших металлургических комбинатов в Запорожье и Волховстрое производство алюминия в Советском Союзе значительно снизилось. Тем не менее уже в первой половине 1942 года нами был установлен значительный рост продукции в этой отрасли... до 100 тыс. тонн по сравнению с 75 тысячами тонн в довоенное время."

Проще говоря, СССР МОГ обеспечить, как минимум, довоенный объем производства алюминиевых полуфабрикатов, постоянно наращивая производство. Однако руководство СССР видело "точку сборки" всей промышленности несколько в ином месте и, соответственно, ставило задачу (см. ниже).

Постановление ГКО СССР № 2363 с о мероприятиях по обеспечению бесперебойной работы предприятий черной металлургии в зиму 1942-1943 гг. и созданию неснижаемых запасов топлива и металлургического сырья от 2 октября 1942 года с приложением записки Молотова В. М., Вознесенского Н. А., Сабурова М. З., Тевосяна И. Ф., Шверника Н. М. Сталину И. В. РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 58. Л. 94-152; Оп. 2. Д. 96. Л. 20-86
Постановление ГКО СССР № 2363 с о мероприятиях по обеспечению бесперебойной работы предприятий черной металлургии в зиму 1942-1943 гг. и созданию неснижаемых запасов топлива и металлургического сырья от 2 октября 1942 года с приложением записки Молотова В. М., Вознесенского Н. А., Сабурова М. З., Тевосяна И. Ф., Шверника Н. М. Сталину И. В. РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 58. Л. 94-152; Оп. 2. Д. 96. Л. 20-86

"...из необходимости обеспечения нужд черной металлургии преимущественно перед другими отраслями" - куда уж яснее. Помощь союзников в части поставки алюминиевых полуфабрикатов тут была ОЧЕНЬ кстати, давая возможность советской промышленности сосредоточить все силы на выполнении указанной выше задачи, но она (помощь) не была спасительным кругом, без которого "все пропало". См далее детали - обратите внимание на предписание Наркомцветмету.

-4
-5
-6

В какой-то степени приведенные выше данные созвучны с оценками немецкой разведки, приведенными в воспоминаниях Гелена. Но только в какой-то степени, не более того. Немцы смогли точно определить "узкие места", но не смогли в должной мере оценить возможности советской системы планирования и управления.

Опять процитируем доклад Гелена:

"... мы подсчитали, что добыча железной руды в России в 1942 году в условиях мирного развития страны должна была составить около 40 млн. тонн... Однако в результате военных действий добыча железной руды в 1942 году вряд ли превысит 13 млн. тонн..." В реальности эта оценка оказалась даже несколько завышенной, однако руководство СССР делало все возможное для исправления положения - вводились в строй новые мощности, велось масштабное строительство в промышленных регионах на востоке, по возможности тут же возобновлялась работа предприятий на освобождённых территориях.

Максимально полное использование имеющихся ресурсов, возможность перенаправлять их в зависимости от текущих задач решением единого органа управления (ГКО) как раз и были теми ключевыми факторами, которые определили в конечном счете превосходство советской военной экономики над экономикой Германии, ее союзников и оккупированных стран (а они не с фашизмом боролись в реальности всеми силами, а пахали на Рейх, причем без конвоя, добровольно и на платной основе).

В 1942 году основной задачей было получить нужное количество стали (броневой, специальных марок и пр.) и чугуна для производства танков, артиллерийских орудий, боеприпасов и стрелкового оружия. Такой приоритет был обозначен решением ГКО. И задача была решена.

Да, алюминия не хватало. Да, наши самолеты конструировались с учетом данного обстоятельства.

РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 47. Л. 125; Оп. 2. Д. 83. Л. 25
РГАСПИ. Ф. 644. Оп. 1. Д. 47. Л. 125; Оп. 2. Д. 83. Л. 25

Но тот же Гелен пишет, что поставки союзников в 1942 году НЕ МОГЛИ скомпенсировать рассчитанный его отделом дефицит металла, угля и ГСМ по причине неготовности путей доставки по южному маршруту (маршрут через Иран только готовился, пропускная способность дорог в южном направлении через территорию СССР была еще недостаточной), а северные конвои не могли физически обеспечить необходимые объемы.

Советский Союз, за счет преимуществ советской системы хозяйствования, за счет максимальной концентрации всех сил смог воспользоваться сложившейся к концу 1942 года ситуацией и нанести врагу сокрушительное поражение под Сталинградом, от которого он уже не оправился - фактически были разгромлены и деморализованы (и понесли эти настроения в свои страны) итальянские и румынские контингенты, сами немцы понесли невосполнимые потери в живой силе, которые восполнить было уже просто нечем.

Изначально задуманный из сугубо военно-экономических соображений бросок к Волге и Кавказу закончился для Рейха плачевно, а для нашей страны пришло время "возвращать свои пяди и крохи". Вот тут и подключились союзники. Каждая новая победа Красной Армии давала увеличение объемов поставок. Но не стоит забывать, что все это было уже ПОСЛЕ Сталинграда. ПОСЛЕ зимнего успеха кампании 1941 -1942 года.

Для справок:

На основе вышеприведенного Постановления Нарком Тевосян издал свой конкретизирующий приказ № 285 с от 3 октября 1942 года. Ссылка на его цифровую копию приведена ниже.

Приказ № 285с наркома черной металлургии СССР И. Ф. Тевосяна "О мероприятиях по обеспечению бесперебойной работы предприятий черной металлургии в зиму 1942/43 гг. и созданию неснижаемых запасов топлива и металлургического сырья"

Мы продолжим тему в последующих публикациях.