Вчера я предложила вспомнить стихотворение, приписываемое Гумилёву "В час вечерний, в час заката...":
И остановились мы на том, что часть исследователей считают, что это последнее стихотворение Гумилёва, а другая часть предполагает, что стихотворение написано кем-то из близкого окружения Гумилёва. Но кем? Кто мог так написать о себе:
Я моряк, поэт и воин
На самом деле, такой человек в окружении Гумилёва был. И сам Гумилёв даже упоминал о нём в своём стихотворении «Мои читатели», которое считается поэтическим завещанием поэта, правда, не по фамилии или имени, а под именем «лейтенант»:
Лейтенант, водивший канонерки
Под огнем неприятельских батарей,
Целую ночь над южным морем
Читал мне на память мои стихи.
Исследователи творчества Гумилёва уверены, что речь тут идёт на самом деле о моряке, поэте и воине, и вообще разностороннем человеке - Сергее Адамовиче Колбасьеве, том самом Колбасьеве, который эпизодически, но очень ярко появляется в фильме "Мы из джаза" (не сам Колбасьев, а подставной капитан, которого друзья приводят к Косте).
Сергей Адамович Колбасьев (1898-1942) был человеком удивительным, и его биография заслуживает отдельного рассмотрения.
Он родился в Одессе в семье коллежского асессора Адама Викторовича Колбасьева, а матерью его была уроженка Мальты итальянка Эмилия Элеонора (Эмилия Петровна) Каруана. Благодаря матери, Сергей с детства свободно говорил на английском, французском, немецком и итальянском языках.
Он учился в Петербургском Морском кадетском корпусе, а после досрочного выпуска Корпуса в 1918 году, когда Корпус был закрыт большевиками, был направлен на Северный флот переводчиком – без диплома об окончании, лишь со справкой.
В 1921 году он познакомился с Николаем Гумилёвым в Крыму, где Колбасьев помогал Гумилёву в издании стихотворного сборника «Шатёр» (по некоторым данным, Сергей Адамович даже выпустил эту книгу на свои средства, отпечатав её во флотской типографии). Встреча эта стала переломным моментом в жизни Колбасьева.
Видимо, под впечатлением знакомства с Гумилёвым Колбасьев решил заняться литературой. Уже после гибели Гумилёва он вошёл в литературную группу «Островитяне», и опубликовал в сборнике этой группы пять своих стихотворений. Затем он издает поэму "Открытое море", но после не очень хорошего отзыва Валерия Брюсова
("С. Колбасьев стремится к простоте речи, хочет действовать на читателя сжатым реализмом своих картин, но очень часто это приводит автора к самой несомненной прозе")
решает стихов больше не писать и пишет только прозу.
Позже он публиковал свои повести и рассказы в журнале «Вокруг света».
Конечно, основной его темой было то, что он лучше всего знает: море, морская служба. Перу Сергея Адамовича принадлежат повести "Апостол Павел", трилогия "Арсен Люпен", «Джигит», "Река", и несколько других повестей и рассказов.
С Гумилёвым они были знакомы недолго: познакомились летом, а в августе того же года Гумилёва расстреляли.
Сергей Адамович был очень разносторонним человеком, помимо литературы он увлекался джазом, коллекционировал грампластинки и был одним из знатоков и пропагандистов джазовой музыки в СССР.
К сожалению, жизнь его тоже закончилась трагически. В 1933, 1934 и 1937 годах его арестовывали как сотрудника иностранных разведок, и после ареста 1937 года его следы теряются. По одной версии он был расстрелян в 1937 году, по другой – замёрз на лесоповале на Таймыре в 1938 году, а по третьей – умер от лимфосаркомы в 1942 году, место смерти не установлено. В 1956 году он был реабилитирован.
Вениамин Каверин писал о нём:
«В этой смертельной лотерее, перед которой мы оказались в конце тридцатых и в сороковых годах, он вытащил несчастливый билет. Незаслуженно несправедливый, потому что Сергей Колбасьев был человеком мужества и чести».
Книги Сергея Адамовича в СССР и России издавались, но по большей части – его проза. Стихов его сохранилось немного, но вот я нашла два его стихотворения 1921 года, чтобы была возможность сравнения с тем стихотворением, которое считают последним стихотворением Гумилёва.
СМЕРТЬ.
...И медленно в комнату вошёл,
Покачиваясь и звеня,
В железных перьях большой орёл.
...Так медленно в комнату вошёл
И замер около меня.
Камин зашипел и сразу погас,
Так глухо заворчал рояль.
Затянусь папиросой в последний раз
И больше ничего не жаль.
А может быть ещё вернусь назад,
Оттуда, куда летим?
Железные крылья свистят, свистят
И воздух стал голубым.
Поля, города и ленты рек,
Гранитные скалы, синий снег,
И кровь на снегу и снова снег,
Паденье и быстрый бег.
Сорвался и руки хватают тьму,
А сверху — глаза орла...
Там, в комнате, телу моему
Хорошо лежать у стола.
1921
Запад раскалённый докрасна
И с востока красная Луна.
Сани распластались и свистят;
Может не воротимся назад
Полем прилетит издалека
Снежные закрутит облака
Опрокинет сани на лету
В дымно-розовую высоту
Сладко будет крикнуть и лететь,
Сладко в этот вечер умереть
Револьвер заряжен и легка
Точная послушная рука
1921
Конечно, те, кто считают, что стихотворение «В час вечерний, в час заката…» написано Сергеем Колбасьевым, говорят, что написано оно позже, в 1937 или 1938 году, то есть с годами мог измениться и стиль поэта, и мастерство его могло многократно возрасти. Ничуть не умаляя талант Сергея Адамовича Колбасьева, я не нахожу в его стихах 1921 года сходства со стихотворением, о котором мы говорим. Он больше писал о войне. Вот кусочек из его поэмы «Открытое море», вышедшей отдельным изданием в 1922 году:
Светят прожекторами.
И, кажется, крейсера.
От них не уйдешь, пожалуй,
А уходить пора.
Что ж, держим на север,
Если нет другого пути.
Минные загражденья?
Попробуем пройти.
Этот отрывок нравится мне больше, так просто и так чётко написано!
Так всё же – мог Сергей Колбасьев быть автором столь знаменитого стихотворения? Я не могу ответить на этот вопрос, поскольку не являюсь профессионалом в этой области, но сходство тематики налицо: моряк, поэт и воин, любящий каравеллы.