Мне очень нравится музей Фаберже. В нем всегда можно увидеть что-то новое и полюбоваться уже известными шедеврами живописи, ювелирного искусства и, конечно, роскошными интерьерами дворца. Особенным притяжением обладает Голубая гостиная. Здесь всегда много людей, ведь в этой гостиной хранится главное сокровище музея - коллекция императорских пасхальных яиц, выполненных более сто лет назад.
Каждый год Фаберже придумывал и создавал эти роскошные изделия для членов семьи императора. Особенно притягательно одно пасхальное яйцо в виде небольшого деревца, в кроне которого прячутся часы и птица.
Предлагаю сегодня полюбоваться одним из самых красивых и моих любимых творений Фаберже. Эти часы в виде пасхального яйца производят огромное впечатление. Трудно поверить, что такая красота вообще существует в реальности....
Многие читатели, конечно удивились, глядя на это произведение искусства, почему это красивое настольное украшения - пасхальное яйцо. И я соглашусь, ведь это - больше музыкальные часы с сюрпризом, нежели пасхальное яйцо. Так и было бы, если бы не сохранился счет от Фаберже, в котором указано это дерево как пасхальное яйцо.
С 1947 года и до недавнего времени это дерево ошибочно называли апельсиновым. Но в сохранившихся архивах был обнаружен счет от Фаберже на пасхальное яйцо, которое называлось "Лавровое дерево".
В императорской коллекции пасхальных подарков много прекрасных творений Фаберже, в которых с трудом можно узнать яйцо. Дело в том, что Карл Фаберже, имея полную свободу в творчестве, всегда старался удивить заказчика. И, конечно, Фаберже прекрасно знал вкусы и художественные предпочтения будущего владельца. Мария Фёдорова любила птиц, сады, парки. Она участвовала в создании парков и садов в загородных царских резиденциях, а в Аничковом дворце для вдовствующей императрицы была сделано большая клетка для множества птиц. Дизайн этого украшения был самым беспроигрышным вариантом подарка к Пасхе.
Фаберже лично в 1911 году представил свое творение императору. Красивое дерево должно было стать подарком для матери Николая Второго. Это небольшое лавровое дерево, в ветвях которого обитает маленькая механическая птичка из настоящих птичьих перьев. Выбор дерева имел большое символическое значение, ведь вечнозеленый лавр давно стал символом вечной жизни, почета и признания различных заслуг. А 1911 год был юбилейным для Марии Федоровны. Это был год тридцатилетия вступления Марии Федоровны на престол. Подарок получился очень красивым и трогательным.
Это императорское ювелирное пасхальное яйцо сделано из золота, покрыто зелёно-белой эмалью и украшено нефритами, алмазами, рубинами, аметистами, жемчугом и белым ониксом. Драгоценные камни в виде фруктов и цветов, покрытых белой эмалью с бриллиантами украшаю крону дерева. Эти полупрозрачные в музейной подсветке глянцевые 325 листочков лавра прямо светятся. Они и без бриллиантов - воплощение весеннего чуда. Эти веточки образуют почти настоящую крону этого дерева. Форма кроны этого очень напоминает форму яйца. Это зеленый камень стал одним из самых любимых для Фаберже среди поделочных камней. Это - саянский нефрит особого, очень красивого шпинатного оттенка. Этот красивый цвет стал не только символом весны. Это - воплощение юности, цветения и триумфа жизни.
Но Карл Фаберже украсил дерево одновременно и цветами, и плодами. Нежно-розовые и желто-оранжевые плоды мастерами Фаберже были выполнены из аметистов, цитринов и розовых бриллиантов, а мелкие белоснежные цветки - из золота с белой эмалью.
Но Фаберже не мог это дерево поместить в обычный горшок, пусть даже из золота или в вазу из горного хрусталя, как он изящно это делал со своими знаменитыми цветами. Он создал для этого дерева невероятно красивую кадку кубической формы. Посмотрите на этот сияющий белый камень. Это не мрамор. Это - белый мексиканский оникс.
Кадку мастера-ювелиры украсили золотой трельяжной сеткой и роскошными эмалевыми гирляндами цветов. Очень красивые гирлянды образуя эффектное ограждение. Получилась удивительно красивая композиция. Но это не просто красивое дерево. Нужен был еще и сюрприз.
Посмотрите, как мастер еще больше оживил эту композицию, добавив красивую птицу. В верхней части кроны Фаберже предусмотрел отверстие для ключа и маленький крохотный рычаг. Если предварительно завести ключиком механизм, то при незаметном нажатии на замаскированный в листве рычаг, начинает звучать музыка, на части кроны появляется маленькая птичка с разноцветными настоящими перышками. Она вращается, поднимает крылышки и, кажется, даже поет, поворачивая головку и открывая клюв. Затем, когда пение заканчивается, птичка исчезает.
Спустя шестнадцать лет императорское ювелирное пасхальное яйцо "Лавровое дерево" стало одним из девяти яиц, которые были проданны Всесоюзным объединением "Антиквариат" Эмануэлю Сноуману. Так это яйцо оказалось в Лондоне. Сменив шестерых владельцев, в 2004 году на аукционе «Сотбис» в Нью-Йорке яйцо вместе с многими другими предметами Фаберже приобрёл российский миллиардер Виктор Вексельберг.
Через десять лет самая крупная мировая коллекция изделий Фаберже, включая и самые известные императорские пасхальные подарки, в том числе и "Лавровое дерево", стала доступной для зрителей в частном музее в Санкт-Петербурге, расположенном во дворце Нарышкиных-Шуваловых, реконструированном под здание музея, где мы сегодня побывали.
Надеюсь, что эта небольшая экскурсия к этому потрясающему творению великого ювелира Вам, дорогие читатели, очень понравилась. Я получил огромное удовольствие от подготовки этой статьи. До новых встреч, Ваш Алекс.