Найти в Дзене
Стиль жизни от СЭ

«Конец Славы» — комедия от режиссера «Гитлер капут!», которая скорее пугает, чем смешит

Оглавление
   Кадр из фильма «Конец Славы».
Кадр из фильма «Конец Славы».

1 февраля в российский прокат вышла комедия «Конец Славы». Это новая работа Марюса Вайсберга — постановщика пародии «Гитлер капут!» и серии «Бабушка легкого поведения».

У «Конца Славы» интересная задумка — хотя и неоригинальная

Известный российский актер Вячеслав Авдеев поймал звезду и похоронил карьеру. Он не читает сценарии, опаздывает на съемки, постоянно уходит в загулы. А еще наплевательски относится к рекламным договорам. Чувства близких людей Славу тоже мало волнуют. Он почти не общается с сыном. А бывшая жена от него ушла из-за постоянных измен.

Вдруг у актера появляются и профессиональные проблемы. По контракту с производителем фитнес-браслетов Слава год не мог появляться на публике с алкоголем. Но соцсети скоро заполонили кадры с пьяным актером. Из-за этого рекламодатель подал на Авдеева в суд — и требует компенсацию в 200 миллионов рублей. В то же время всех в индустрии утомили его выходки на съемочных площадках. Славу вырезали из сиквела «Холопа», да и новые роли предлагать никто не спешит. Поэтому почти безработный актер вынужден продавать имущество, чтобы покрыть долги.

   Кадр из фильма «Конец Славы».
Кадр из фильма «Конец Славы».

Но Слава и его лучший друг-продюсер придумывают план, который поможет вернуть Авдеева в топ. Они решают инсценировать его смерть. Провести похороны, поднять цитируемость Славы в СМИ, заставить всех вспомнить о нем хорошее. А на следующий день Слава должен как бы вернуться из летаргического сна. Но все идет не по сценарию — актер оказывается заперт в гробу.

«Конец Славы» не первый фильм о похороненном заживо человеке. Вспоминается как минимум «Погребенный заживо» с Райаном Рейнольдсом. Или эпизод из «Убить Билла. Фильм 2», в котором Беатрикс пробивает крышку гроба. Но «Конец Славы» использует погребение иначе: здесь это основа комедии. С помощью сюжета о смерти звезды Вайсберг будто высмеивает киноиндустрию и тягу артистов к славе — поэтому название картины построено на игре слов.

Деревянко тут играет стереотип — зазнавшегося богатого актера. Люди вокруг него, впрочем, ненамного приятнее. Кто-то при первой возможности пытается ухватиться за роли Славы. Кто-то — за рекламные контракты. Остальные просто светят лицом на похоронах и говорят о несостоявшихся встречах на Патриках.

   Кадр из фильма «Конец Славы».
Кадр из фильма «Конец Славы».

Интересная концепция, впрочем, едва ли спасает неоднозначную реализацию. Забавные колкости в сторону прессы и киношников здесь соседствуют с типичным юмором из комедий Вайсберга. Смеяться надо либо над тем, что герои пьют, либо над тем, что они говорят про секс, либо над тем, что сквернословят. К последнему было бы меньше вопросов, не будь в кинотеатральной версии цензуры. Ни одно слово не раздражает так, как бесконечный писк.

Плюс забавляет то, как российская комедия в очередной раз пытается заигрывать с миром блогеров и соцсетей. И в очередной раз опаздывает минимум на несколько лет. В последних «Елках», например, вау-эффект должно было вызвать внезапное появление Амирана Сардарова. А в «Конце Славы» — небольшой ролик с Гусейном Гасановым.

Фильм показывает — Марюсу Вайсбергу нужно снимать триллеры

В «Конце Славы» Марюс Вайсберг повторяет все свои излюбленные приемы. Камера зачастую находится в поисках нового ракурса. А еще периодически останавливается, чтобы зритель обратил внимание на приглашенную в фильм звезду. От актеров Яна Цапника и Максима Лагашкина до футболиста Артема Дзюбы.

Из-за этого критиковать «Конец Славы» как комедию можно за то же, за что ругали предыдущие фильмы режиссера. Разве что сценарию стоит отдать должное — в этот раз у Вайсберга получился скорее фильм, чем набор комедийных эпизодов.

Но ближе ко второму часу хронометража лента все же удивляет. Очнувшись в гробу, Слава начинает паниковать: сперва просто из-за того, что не понимает, где находится, а позже из-за понимания, что его гениальный план не работает. И тут Вайсберг демонстрирует свой неожиданный талант передавать на экране ужас и тревогу.

   Кадр из фильма «Конец Славы».
Кадр из фильма «Конец Славы».

Пробуждение Славы, например, эталонно визуализирует состояние панической атаки — за последний год с этой задачей лучше справился разве что второй «Кот в сапогах». А общение Славы с людьми «на земле» в чем-то напоминает триллер «Наркоз» с Хейденом Кристенсоном. Тоже по сути история о том, кто проснулся в момент, когда должен был спать вечным сном.

Есть у Вайсберга и другие интересные находки. Сцены из якобы артхаусного фильма или похоронные отсылки на раннего Полански не особо работают как комедийные эпизоды. Но здорово показывают предсмертное состояние отчаявшегося Славы. Из-за кислородного голодания герой начинает видеть галлюцинации с родственниками, перед которыми он виноват.

Все эти сцены должны заставить аудиторию задуматься о смысле жизни или о том, что нужно ценить дорогих людей и не жалеть на них времени. Но первая мысль после просмотра «Конца Славы» все же касается карьеры Марюса Вайсберга. И того, что постановщику стоит попробовать себя в полноценном триллере или хорроре.

Обзор фильма «Мастер и Маргарита»: какой получилась амбициозная экранизация главного романа Михаила Булгакова

Где еще снимались актеры из сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте»

Стоит ли смотреть фильм «Большая гонка. Ауди против Лянчи»

Георгий Амиян, «Спорт-Экспресс»