Найти тему
Смотри в Корень

"Что солдат думает о войне" - статья поэта-добровольца Алана Сигера из американского журнала (ч. 2)

Начало здесь:

ЧТО СОЛДАТ ДУМАЕТ О ВОЙНЕ

...Если самый серьезный аргумент против войны – это неудобства и жертвы из-за разрыва с обычной комфортной жизнью, то, признаюсь, я не могу согласиться с пацифистами и считаю, что возражать против войны так же бессмысленно, как, например, против родов. Они тоже болезненны, но поскольку это обычное явление, альтернативы которому придумать невозможно, их неизбежность общепризнана. Полагаю, что войну и роды можно приравнять друг к другу в том смысле, что первое — это высшее требование, предъявляемое природой к мужчине, а второе — высшее требование, предъявляемое к женщине.
Войны — это родовые схватки новых эпох. И тот, кто готов взять на себя бремя и разделить страдания, делая при этом себя инструментом, посредством которого действует огромная сила, выполняет самую большую роль, какую только может сыграть человек. И если он погибнет в момент, когда в нем еще жива сладость юности и его способности к земному счастью далеко не исчерпаны, я полагаю, его уверенность в правоте своего деяния в разы превзойдет ожидание гипотетической награды, которую только может представить себе адепт любой сверхъестественной религии. Ибо его утешение — это ощущение, что кровь его жизни течет близко к сердцу той космической сущности, частичкой которой он себя ощущает и в движениях которой он играет самую существенную, самую сокровенную роль.
-2
Такой взгляд на войну во всей ее возвышенности редко встречается у сторонних наблюдателей. На аванпостах бывают долгие ночи, такие, как последняя, которую мы провели на полпути вверх по склону холма к вражеским траншеям, когда пушки грохотали по всей линии, ведущей к Реймсу. Вдоль всего фронта изогнутые следы от ракет устремлялись через обширные, окутанные туманом низменности в залитые звездным светом дали навстречу метеорам, падавшим с утреннего неба. И не ощущение скотства и бесполезности всего этого, а скорее чувство полной гармонии в правильно понятой Вселенной — вот та эмоция, которая овладевает зрителем такой сцены.
-3
Добродушный пацифист будет продолжать говорить об ужасах милитаризма и о том, что часы цивилизации переведены на сто лет назад. Это происходит потому, что он неспособен представить эволюцию иначе, как упорядоченный прогресс к реализации некоего условного идеала, основанного на соображениях индивидуального человеческого благополучия. А философский ум, с другой стороны, вообще не рассматривает эволюцию в терминах чего-либо столь относительного, как принципы человеческой морали, а понимает ее как возрастающую сложность явлений — возможностей для счастья, а также для всего остального. И этот процесс реализуется через деструктивные влияния точно так же, как и во многом через изобретательность и творчество.
На днях в Б. я наблюдал за детьми, играющими на улицах, ибо, успокоенные затянувшимся затишьем на этом участке фронта, многие семьи вернулись в маленькие городки здесь, в самой зоне артиллерийского обстрела. Они живут в подвалах своих домов и прячутся туда всякий раз, когда поблизости разрывается снаряд или над головой вдруг раздается жужжание самолета. Они играли в солдатики, что вполне естественно для детей в любой части света. Однако мне показалось занятным, что в их игре присутствовал определенный элемент реализма, потому что они своими детскими голосами имитировали свист снарядов, который для них стал звуком настолько привычным, что не вызывает никаких эмоций. И этот вроде бы незначительный эпизод заставил меня вспомнить вступительный абзац «Исповеди» де Мюссе[*], где он объясняет особенности своего дарования влиянием в значительной степени духа той эпохи, в которую он родился. И я предполагаю, что в будущем поколение, выросшее в условиях нынешнего катаклизма, созреет для того, чтобы принести свои собственные духовные плоды.

[*] Речь идет о романе французского писателя и драматурга Альфреда де Мюссе (1810 – 1857) «Исповедь сына века».

Иногда сюда, в наши блиндажи, находящиеся на линии огня, с похвальной в таких ненормальных условиях регулярностью вместе с почтой поступают пачки американских газет и других периодических изданий. Занятно читать эти далеке от реальности комментарии о войне здесь, где почтальону, приносящему их нам, приходится пригибаться, чтобы укрыться от обстрела. В них собраны ошибки пацифистов, которые на таком контрасте кажутся еще более очевидными: преувеличенное представление о важности человеческой жизни и неспособность понять, что международные отношения строятся на той же самой основе, что и отношения между отдельными людьми.
Сейчас очень заметна тенденция к забвению того, что мир в Америке случайно возник благодаря тем же самым условиям, которые Германия пытается создать в Европе — то есть гегемонии одного народа, настолько могущественного, что ни один сосед не в состоянии оспорить это, — потому что существует некоторое качественное превосходство американской цивилизации, дающее ей право навязывать свою веру более древним народам.
-4
Пусть Америка остерегается того часа, когда ее долгой изоляции от течений мировой политики придет конец, когда ее самые жизненно важные интересы вдруг вступят в противоречие с интересами могущественного соперника, и она должна будет отыгрывать свою роль среди наций, у которых не было досуга для размышления об удобных и приятных для человечества перспективах, но с незапамятных времен вынужденных мириться со страшной неизбежностью фатального применения против них предельной вооруженной силы и принимавших меры, чтобы этому противостоять. Остерегаться нужно потому, что альтернативой войне может стать не мир, а позор. И этот час непременно настанет.
Я, со своей стороны, нахожу более прекрасными виды, открывающиеся за окнами обычной повседневной реальности, а не за порталами какого-то иллюзорного Дворца мира. Игры детей на улицах В. вызывают у меня размышления более интересные, чем у фантазера-пацифиста.
Если под цивилизацией понимать обеспечение материального комфорта и удобства за счет сложных приспособлений и механизмов, то Америка может претендовать на первое место. Но мне кажется, что Европа еще в течение какого-то времени будет продолжать сочинять величайшие в мире песни и создавать величайшие в мире произведения искусства. Ибо она вибрирует во всех эмоциональных диапазонах. Она знавала великих людей, с вершин энтузиазма которых ей открылось нечто более чудесное, чем она когда-либо могла себе представить. Она вытерпела много бедствий, и ее сердце испытывало такого рода страдания, которые одни могут раскрыть глубины человеческого духа.

Алан Сигер

Сюр-Л'Эйн, Франция.

Алан Сигер (1888 - 1916) - американский поэт, добровольно вступивший во французский иностранный легион и погибший в битве при Сомме во время Первой мировой войны.

Уважаемые друзья!

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации переводов произведений Алана Сигера и информацию о его жизни и творчестве.

Недавно мы с коллегами завершили перевод с английского книги Алана Сигера Poems. Это было сделано впервые.

Вы можете помочь нам в издании произведений Алана Сигера на русском языке переводом средств на карту 2202 2068 3776 1977