На прошлой неделе я рассказала, как, изменив организационный порядок и используя самозанятых, бизнес сэкономил более 800 тысяч налогов в год.
Сегодня поговорим про то, можно ли заменить оформление трудового договора с сотрудником на заключение договора ГПХ с самозанятым.
Это так заманчиво – принять на работу всех сотрудников, как самозанятых, что про такой вариант оформления отношений мне задают вопрос практически на каждой консультации.
Согласитесь, что на первый взгляд, это идеальное решение:
✅ все суммы по расчетам с сотрудниками принимаем в расходы, уменьшая, таким образом, налоговую базу;
✅ сотрудники получают официальный доход и бизнесу не нужно искать наличку для расчета с ними;
✅ значительная экономия на платежах в бюджет: всего 6% ставка налога у самозанятого вместо 13%НДФЛ и 30(15)%страховых взносов, которые платит компания с заработной платы сотрудника.
Сделаем расчет, допустим ЗП бухгалтера 75000 рублей в месяц на руки.
Если специалист оформлен, как сотрудник, то ежемесячная сумма налогов составит – 27 тысяч рублей.
Если заключен договор ГПХ с самозанятым, то сумма налога составит – 4,8 тысячи в месяц.
Как говорится, почувствуйте разницу!
Некоторые особо предприимчивые предприниматели предлагают и уплату этих 6% переложить на сотрудника, таким образом, снизив финансовую нагрузку бизнеса по платежам с ФОТ до нуля.
Кажется, что такая организационная схема должна всех устраивать: и бизнес, и сотрудников. В большинстве случаев так оно и есть: работодатель, применяя финансовые аргументы и обещания, успешно договаривается с персоналом.
Но не будем забывать про третью важную сторону этих взаимоотношений – государство, именно его интересы, в виде недоплаты налогов в бюджет, нарушаются в данной ситуации.
Налоговые органы с помощью сервисов контроля и информации, полученной от банков, выявляют оплаты, произведенные бизнесом в пользу самозанятых и проверяют взаимоотношения сторон на предмет подмены трудового договора договором ГПХ с самозанятым.
Предлагаю вам на 5 минут стать налоговым инспектором и проверить ваш договор с точки зрения контролирующего органа.
Итак, именно эти аргументы будут использовать сотрудники ИФНС для переквалификации договора с самозанятым в трудовой и доначисления НДФЛ, страховых взносов, а также пеней и штрафов:
❗️имеющиеся признаки трудового договора в договоре с самозанятым (например: пункты, определяющие режим работы или фактическое рабочее место);
❗️перечисление оплаты самозанятому в день выдачи аванса/заработной платы в организации;
❗️недостаточность основного персонала для работы бизнеса, то есть если в вашей компании 50 сотрудников + 3 самозанятых – это не вызовет особых подозрений, а если наоборот – жди проверку.
Как инспекторы рассчитывают необходимое количество сотрудников рассказала ЗДЕСЬ.
❗️выплата самозанятому одинаковых сумм дохода из месяца в месяц;
❗️функционал самозанятого относится к основной деятельности компании;
❗️сотрудничество самозанятого только с вашей компанией/ИП.
Также есть риск привлечь дополнительное внимание инспекторов, если средняя ЗП в вашей компании ниже среднеотраслевой, а отношения с самозанятым продолжались более 3-х месяцев в году.
Так что же делать? Совсем отказаться от такого способа оптимизации налогообложения? Не работать с самозанятыми в принципе?
Для начала стоит посмотреть на ваш договор с самозанятым глазами проверяющих и избавиться хотя бы от косвенных признаков подмены.
❗️Я настоятельно НЕ рекомендую оформлять отношения с основным персоналом, используя договоры с самозанятыми❗️
А в случае, когда Вы привлекаете подрядчика-самозанятого (допустим, таргетолога для запуска рекламы), тщательно проверять договор и статус лица.
Напишите в комментариях моего канала https://t.me/kulikova_pro_nalogi «нужна памятка по переквалификации отношений в трудовые» и я пришлю вам файл, с помощью которого вы самостоятельно проверите ваш договор с самозанятым.
Самозанятый: польза или вред для бизнеса?
15 февраля 202415 фев 2024
1
3 мин