Найти тему
Единая среда

Рекомендации для коммунальных служб: снижаем урон городской среде во время уборки снега

Оглавление

Зима не отступает! Синоптики сообщают, что на Москву движется циклон «Ольга» с рекордными снегопадами, к концу недели похолодание должно накрыть и многие другие регионы страны. А мы тем временем снова поднимаем тему борьбы с с гололедом и сугробами: сегодня подробнее рассмотрим то, как можно минимизировать воздействие коммунальных служб на городскую среду и экологию.

Фото: mk-mosobl.ru/
Фото: mk-mosobl.ru/
Наш прошлый материал был посвящен тому, как коммунальные службы убивают городскую среду при уборке снега. Прочитать об этом можно по ссылке.

Своевременная уборка

Логично, что если убирать снег регулярно — не только с проезжей части, но и с тротуаров и дорожек, можно избежать усугубления ситуации и множества проблем, вытекающих из этого.

К сожалению, не во всех (в том числе и крупных!) городах уборка ведется регулярно и своевременно. Как итог: тротуары покрываются толстым слоем наледи, которую после жалоб грубо счищают вместе с плиткой и асфальтом, а грязный снег и куски льда остаются лежать до конца зимы на газонах вдоль дорожек.

Решение: муниципалитеты должны вырабатывать четкую систему уборки территории с проработкой особенно опасных участков.

При этом, как ни странно, время уборки на дорогах и тротуарах различается. К примеру, обработку дорог, по которым движутся машины, необходимо начинать с того момента, как метеослужба предупреждает об изменении погоды, осадках и похолодании. А тротуары чистят сразу же после выпадения осадков. Время уборки при этом не должно превышать четыре часа, а в особенно сильные снегопады очистка покрытия должна проводиться после выпадения каждых пяти сантиметров снега.

Нормативы по уборке прописаны в Национальных стандартах страны — ГОСТ Р 56195-2014

Фото: avatars.mds.yandex.net/
Фото: avatars.mds.yandex.net/

Правильная технология

В прошлый раз мы затрагивали тему повреждения тротуаров и дорог во время чистки. Связаны эти дефекты с тем, что при уборке наледи коммунальные службы активно используют подручные инструменты — ломы, тяпки и лопаты.

Решение: использовать более щадящие методики при уборке наледи с тротуаров и дорог.

Например, для очистки можно использовать лопаты из дерева, скребки и мётлы из пластмассы. Кроме этого не запрещается применять механические инструменты: спецтехнику, к примеру, снегометательные и снегометательные машины.

Для достижения максимального результата можно применять и противогололедные реагенты, но только в определенных нормах. Об этом поговорим чуть позже.

Фото: https://media73.ru/
Фото: https://media73.ru/

Обучение персонала

Сотрудники коммунальных служб должны быть обучены методам борьбы с гололедом, а также правилам безопасности на скользких поверхностях.

На деле же занимаются обучением таких специалистов очень редко: это вообще отдельная боль для нашей страны. Уборкой чаще всего занимаются малообразованные мигранты, особо неподготовленные люди. Никто не спорит, что у них непростая, но очень важная работа, которая как правило не достаточно высоко оплачивается.

Решение: на самом деле очевидно — необходимо кардинально изменять подход к обучению персонала, занятого в сфере коммунальных служб и, в частности, работ по благоустройству.

Фото: tambov.er.ru/
Фото: tambov.er.ru/

Грамотное использование соли

От этого средства никуда не деться. Оно признано одним из самых популярных в нашей стране: дешево, достаточно эффективно, еще и действует быстро.

Рассыпают чаще всего обычную соль (хлорид натрия) или хлористый кальций, в том числе и модифицированный. Используют также и соль смешанную с мраморной крошкой или гранитным щебнем. В принципе, практически во всех типах используемых в России реагентов одним из основных компонентов является соль.

Однако у этого метода есть ряд недостатков. Соль разъедает резину и обувь, наносит вред лапам животных, пагубно влияет на рост растительности в местах, где ее рассыпают. А смешанная с мраморной крошкой или гранитным щебнем соль вообще имеет свойство закупоривать ливневки — отсюда лужи и грязь весной, когда весь снег начинает таять.

Решение: все достаточно просто — рассыпать такие реагенты нужно грамотно и в необходимых пропорциях.

В России действует определенный ГОСТ по количеству технической соли на кв. м — не больше 60 грамм. Но мало кто задумывается о соблюдении этой технологии...
Фото: avatars.dzeninfra.ru/
Фото: avatars.dzeninfra.ru/

Меньше песка

Песок — еще один распространенный метод борьбы с обледенением в России. Он экологически чистый и доступный к покупке по располагающей цене: именно из-за этих свойств у нас по всей стране дороги и тротуары массово посыпают песком в зимний сезон.

На деле же, песок как средство против обледенения малоэффективен!

Максимум — может помочь в борьбе с тонким льдом. В сильный гололед он не обезопасит людей от падений, а во время снегопада со 100% вероятностью превратиться в грязевую кашу.

Решение: свести использование песка в качестве противогололедного средства до минимума, хотя бы в крупных городах.

Им желательно посыпать только отдельные участки и также с соблюдением нормы, чтобы не превратить тротуары в грязевые болота. Существует и способ посыпки песком, смешанным с горячей водой — как говорят, в таком случае получается меньше грязи, ведь песок буквально вплавляется в лед, да и пыли также на выходе намного меньше.

О том, как не надо посыпать дорожки песком... Источник: 4kfoto.ru/
О том, как не надо посыпать дорожки песком... Источник: 4kfoto.ru/

Тестирование других технологий

Мало в каких городах действительно задумываются о внедрении в работу коммунальных служб новых технологий. По старинке используется соль, песок и ледоколы — дешево и сердито. А ведь даже в российских реалиях существует множество других методов, которые бы позволили проводить уборку от снега не нанося ущерба городскому благоустройству.

Решение: привычные реагенты всегда можно заменить на более щадящие для экологии.

Одни рекомендуют использовать мочевину, другие — древесную золу. Еще в некоторых странах широко практикуется другой интересный способ защиты тротуаров: сок сахарной сахарной свеклы, смешанный с каменной солью. Наносят его до наступления снегопада, чтобы предотвратить образование льда.

Еще один известный метод: подогрев тротуаров и асфальтов. Может звучать как «что-то на богатом», но представьте, сколько средств и рабочих часов это может сэкономить для бюджета. Да и несчастных случаев среди населения сразу станет намного меньше.

Профилактика обледенения

В некоторых городах России применяется любопытная методика: обработка дорожек специальным раствором до того, как выпадет снег. Поливают их раствором из из хлористого кальция (22%) и хлористого натрия (6%), после чего осадки не застывают коркой на дороге, а размягчаются и постепенно таят.

Главное при этом: своевременно убрать образовавшуюся жижу, к примеру, с помощью ручного грейдера. То есть, специалисты должны не допустить попадания большого концентрата солей в почву и на обувь к людям.

Существуют сегодня и антискользящие покрытия разных типов, в том числе и в жидком виде. Чаще всего их можно встретить на ступеньках и лестницах. Но использовать подобные инструменты можно и на тротуарах — например, на особенно опасных участках, где высока вероятность травмирования населения.

Правильная утилизация снега

Мало кто знает, что счищенный с дорог, тротуаров и крыш снег подлежит вывозу. В конце концов, это ведь снег — сам растает, когда придет время.

И вот мы каждую зиму наблюдаем грязные сугробы и глыбы льда, которые медленно таят на газонах, превращая города в грязевые болота. При этом, такой снег не просто эстетически неприятен. Он вреден и для окружающей среды, ведь в нем собирается большое количество реагентов и веществ — при таянии снега они попадают в почву и водоемы, отравляя все живое.

Если вам интересно, подробнее о том, как правильно должен быть утилизирован снег, можно прочитать в интересной статье.

Решение: лежит на поверхности — следовать правилам и не допускать утилизации снега в неположенных местах.

Печальный пример из практики: в прошлом году на одной из улиц Казани экологами была обнаружена огромная несанкционированная свалка снега — объем оценили в целых 37 КамАЗов. В анализах снега обнаружили превышения ПДК по ряду опасных веществ, а руководителю организации вынесли лишь предостережение. Почитать об этом происшествии можно по ссылке.
Фото: vodokanal.spb.ru/
Фото: vodokanal.spb.ru/

Перечислили на наш взгляд самые простые, но легкие в освоении методы.

В целом, если задуматься, все сводится к грамотному подходе в работе с благоустройством в зимний период. Согласны с нами? Делитесь своим мнением в комментариях.

Подписывайтесь на наш канал «Единая среда», чтобы узнать больше интересного о благоустройстве и учете в сфере городской и природной инфраструктуре.

#благоустройство #городскаясреда #городскиепространства