Посмотрела первые четыре эпизода сериала "Бизон: Дело манекенщицы" - повелась на обещание создателей показать эпоху 70-х годов прошлого века. Ну, что могу сказать: обманули, ха-ха-ха, на четыре кулака, как говорили в моем детстве, которое пришлось на то же самое время. Ни эпохи семидесятых, ни внятной интересной истории, ни блестящей актерской игры, несмотря на громкие имена: ни-че-го.
1. Начнем с эпохи. В комментариях к сериалу зрители часто упоминают жалюзи в кабинете следователей, каких в Советском Союзе быть не могло. Каюсь, промах с жалюзи я не заметила, но меня удивило другое: тотальное несовпадение масштаба эпохи с масштабом показанного на экране.
Это касается всего: и каких-то отдельных неудачных деталей вроде тех же жалюзи или современных капельниц в советской больнице (хорошо помню, как мы плели разные фигурки из пластиковых шнуров, пока скучали в детском отделении), и более крупных вещей.
Все какое-то невыразительное, серенькое, заштатное, как будто действие происходит не в столице огромной страны (одна шестая часть земного шара, на минуточку, как нам постоянно говорили в школе), а в не-пойми-где-и-когда.
История начинается в Московском Доме моделей: во время модного показа одну из манекенщиц, Милу Никанорову (Лика Маркелова), находят мертвой. Впечатляет ли этот показ? Нет. Зрителям обещают люкс, гламур, роскошную жизнь советской номенклатуры - и где это все? Казалось бы, вот где можно развернуться и с первых же кадров уложить зрителей на обе лопатки. Но отличным шансом никто почему-то не воспользовался.
Сложно представить, как можно было НЕ сделать из такого материала конфетку, однако съемочной группе это удалось. Эффектное дефиле красавиц-манекенщиц ни разу не эффектное:
не хочу никого обидеть, но с красавицами в фильме как-то не задалось, в жизни актрисы выглядят гораздо привлекательнее, чем в роли моделей в сериале - парадокс. Добавлю сюда же пару слов о синих тенях на веках у женщин (не только у манекенщиц): такая мода, действительно, была, но чтобы синими тенями пользовались все поголовно? Плюс заросшие брови вместо выщипанных "в ниточку" и т.д. Казалось бы, мелочи, но с точки зрения воссоздания эпохи такие детали очень важны.
Шикарные наряды на показе - ни разу не шикарные:
здесь ситуация еще хуже, чем с моделями - продемонстрированное на подиуме сложно назвать модной коллекцией, наряды не связаны общим стилем - а должны, раз это модный показ одного кутюрье, в сериале же если их что-то и объединяет, то это отсутствие вкуса у дизайнеров по костюмам или кто там отвечал за все это безобразие с декольте по самую... ну, вы поняли.
Никакой критики не выдерживает и внешний вид самого модного, по идее, человека в стране - директора Дома моделей Рафаила Биркина (Геннадий Смирнов). Наверное, создатели решили, что модельера с такой остроумной фамилией можно нарядить в старую обивку от дивана и в пыльный парик - никто и не заметит. Однако острословы просчитались - зрители шутку не оценили. Та Биркин и этот Биркин, как говорится, две большие разницы.
Ну, и последнее - публика на показе: и вот эти пожеванные жизнью (а то и коровами, судя по их костюмам) люди и есть, по мнению съемочной группы, номенклатура? Как-то я по-другому себе представляла сильных мира того...
Еще одно место действия сериала - МУР, Московский уголовный розыск. Легендарная "Петровка, 38" представлена в сериале несколькими комнатками и коридорчиком. Вот в этом кабинетике трудится принципиальный следователь Кирилл Бессонов по прозвищу Бизон (Сергей Безруков, о нем поговорим отдельно), рядом - крошечная вотчина ОБХСС с ее руководителем Леонидом Марчуком (Сергей Гурьев), через дверь - кабинет начальника Бизона, подполковника Шершнева (Сергей Беляев), есть еще компактная лаборатория, столовая на несколько столиков, туалет и, пожалуй, все. Маловато будет для МУРа, не тот размах...
Зато в квартиру одинокого следователя Бессонова легко поместится чуть ли не половина показанной "Петровки, 38". Двери, двери, комнаты, комнаты... А ведь есть еще и балкон, где из сцены в сцену сушатся одни и те же полосатые полотенца и черные семейные трусы.
Вещи в сериале вообще очень легки на подъем, кочуют из одного помещения в другое. Белый буфет с приметными круглыми ручками оказывается то на бессоновской кухне, то у манекенщицы Кристины Лигачевой (еще одна "остроумная" фамилия), клетчатые стаканчики для салфеток перемещаются из муровской столовки в богемное кафе в Доме моделей - и ничего, нормально. Да я даже и не против - пусть себе гуляют, все эти жалюзи, салфеточницы, шкафы и прочий киношный скарб. Но есть одно "но": подобные прогулки становятся заметны только потому, что часто за ними наблюдать интереснее, чем за сюжетом. В движении предметов есть хоть какая-то логика, а в сюжете ее маловато.
2. Сюжет.
Сценаристами сериала являются Всеволод Бенигсен, Анастасия Максимова и Владлен Максимов. Последние имена для меня незнакомы, ничего из перечисленного в фильмографии Максимовых я не смотрела. Но Всеволод Бенигсен уже работал с Валерием Тодоровским, генеральным продюсером "Бизона", на другом проекте - сериале "Надвое", и мне очень понравилась та история: в ней был стиль, элегантность, цепляющая интонация. В "Бизоне" же нет ничего.
В интервью режиссер Сергей Чекалов говорил, что работа над сценарием шла пять лет. Пять лет! За это время можно было выстроить безупречную детективную линию, где все детали большого расследования (а в сериале 14 эпизодов - это заявка именно на большое расследование, с размахом) собираются в один гигантский пазл. Но ощущения единого пазла нет, а вот сваленного в кучу нескольких - имеется.
К смерти несчастной манекенщицы оказываются причастны и цеховики, и кгб-шники, и дипломаты, и фарцовщики, и литераторы, и уголовники, и представители кхе-кхе... радужных сообществ, и кто только не. Опять же, если выстроить все это в одну внятную, последовательную сюжетную линию, получилось бы интересно, но расследование мечется от одной версии к другой, и цельной картины не складывается. Плюс очень мешают эпизоды, в которых вообще сложно найти логику, а таких в сериале немало.
Например, следователям дают наводку на писателя Бориса Лещинского (Сергей Гилев): основной подозреваемый появился в ресторане Центрального Дома литераторов. Оперативная группа выезжает в ЦДЛ, но Лещинскому удается сбежать. Вместо него Бессонов пускается в погоню за посетителем, который сидел за соседним столом и следил за Лещинским. Подозрительный товарищ выглядит и ведет себя как уголовник (остается загадкой, почему швейцар не отсеял его еще на входе в столь уважаемое заведение), и зрителю показывают, что опытный следователь вроде бы готов к любой развязке, в том числе к нападению. Напряжение в сцене погони нагнетается до максимума, вот-вот схватятся следователь, которого так просто не проведешь, и урка, а потом раз! - и уголовник Юхтин (Игорь Хрипунов) таки нападает на Бессонова, а тот таки оказывается к этому нападению не готов и получает заточкой под ребро. Ну, как так-то?
Писатель Лещинский же чуть ли не на следующий день сам является в МУР и предоставляет стопроцентное алиби: он, оказывается, полгода лежал в психиатрической больнице. А убегал-то тогда зачем?
А убегал он то ли от КГБ, то ли от цеховиков. На кой им сдался человек, который лежит по полгода в психушке, мне лично непонятно. Что те, что другие ворочают делами такого масштаба, что привлекать к ним человека психически неустойчивого, мягко говоря, бесперспективно. Однако привлекают.
Связь держат через кинотеатр "Баррикада": махинации проворачиваются под звуки фильмов про индейцев. И вот что интересно: глазастая билетерша сходу узнает по фотографии Лещинского, появившегося в кинотеатре единственный раз, но у нее не возникает ни малейшего подозрения насчет странных дядечек, которые изо дня в день ходят смотреть одни и те же фильмы про индейцев. Зайдут, посмотрят немного, поговорят о чем-то своем и выйдут. Нет-нет, они точно не шпионы и не всякие там подозрительные элементы - хобби у людей такое, прикипели к кинотеатру "Баррикада"...
Линия с Лещинским вообще вся какая-то с подвывертом. То он бежит от КГБ, то это же самое КГБ отправляет его в Париж с поддельным паспортом к писателю-диссиденту Столетову (Игорь Иванов). До этого зрителю показывают, как Лещинский с любовницей-манекенщицей и другом-писателем ищут на даче у Столетова страшно ценную рукопись с архивными данными, которая будет посильнее, чем "Фауст" Гете "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына. Рукопись они не находят, но в Париж Лещинский приезжает якобы с ней, хотя кто знает, что там было на этой фотопленке - я уже ничему не удивлюсь.
Или, например, странная встреча выпускников детдома, в котором вырос Бизон, спустя 30 лет. На ночь глядя раздается звонок от женщины по имени Нина, и следователь Бессонов, не иначе как при помощи дедуктивного метода, понимает, что это дочка его прежней классной руководительницы - напомню, что они не общались 30 лет. Откуда у Нины взялся телефон Бизона, лучше даже не спрашивать - это расследование может затянуться еще на 14 серий. Бессонов подрывается на помощь Нине и оказывается на вечеринке-сюрпризе: бывшие детдомовцы со всех концов необъятной Родины внезапно решили собраться на квартире у одноклассницы. Среди гостей Бизон узнает старого друга - Антона Светина (Александр Яценко), по прозвищу Свет. Хороши настоящие друзья, которые не общались треть века... Для сценаристов вся эта сцена была нужна только для того, чтобы столкнуть дипломата Света со следователем Бизоном. И что-то это, ну, ни в какие рамки не лезет...
Продолжать можно долго, в сериале что ни сцена, то возникает бесконечное количество вопросов - мозги лучше отключить в самом начале, чтобы не мешали просмотру.
3. Актеры.
Странная ситуация сложилась на проекте и с актерским составом: вот вроде бы и хорошие актеры играют, но все что-то не то. Особенно бесит игра Сергея Безрукова. При том, что я очень спокойно и, скорее, положительно отношусь к творчеству Сергея Витальевича, в этой роли он меня раздражает. Это не претензия лично к Безрукову. Мне не нравится образ Бизона: это еще один пазл, который категорически не складывается в сериале. Снова намешана куча всего, но живого главного героя за этим мусором нет.
Тут тебе и явные параллели со всеми киношными Шерлоками Холмсами с их "чертогами разума" и верными Ватсонами - в сериале эту роль отдали Даниилу Вершинину, известному по съемкам в "Пищеблоке".
И, конечно же, шаблонная трагическая история потери жены: она погибла в аварии год назад, и преданный ей Бессонов каждый день оставляет гореть в прихожей лампочку как символ их негасимой любви (да и ПТСР свирепствует, куда денешься), что, впрочем, не мешает ему ухаживать за манекенщицей Кристиной Лигачевой (Айсель Прат).
Ну, и очень навязчивое сравнение Кирилла Бессонова с Глебом Жегловым из культового фильма "Место встречи изменить нельзя": создатели включили в сериал даже ранее неизвестную песню Владимира Высоцкого, посвященную службе в милиции. Вот только все эти попытки связать двух героев больше мешают, чем помогают проникнуться симпатией к следователю Бессонову, настолько не сопоставимы масштабы их личностей. Бизон в исполнении Сергея Безрукова сильно проигрывает Глебу Жеглову в исполнении Владимира Высоцкого - не стоило и пытаться.
Не уверена, что продолжу просмотр сериала. На нетленку не тянет.
А что скажете вы? Смотрели, будете?
Продолжение обзора здесь:
Пишите в комментариях и подписывайтесь на канал, чтобы не потеряться!