Найти тему

Как лесничий полюбил археологию

Александр Теплоухов - лесничий и бывший крепостной графа Строганова.
Александр Теплоухов - лесничий и бывший крепостной графа Строганова.

В пермских владениях графа Сергея Григорьевича Строганова завёлся удивительный лесничий. С виду и по имени - русский, а по обходительности и деловой хватке - настоящий немец.
Обставил всё дело так, как того ранее в России не видывали.
У Строгановых теперь весь лес вычищен, просеками разделён, гулять приятно - чистый Версаль...

Так могли думать и говорить многие заезжие путешественники, посещавшие во второй половине XIX века село Ильинское - главную усадьбу пермского нераздельного имения Строгановых, в которой служил управляющим на благо своих господ и отечественного лесоводства Александр Ефимович Теплоухов, бывший крепостной графов Строгановых, а ныне знаменитый лесовод и известный в России и Европе коллекционер местных древностей.

Главная усадьба имения Ильинское, принадлежавшего Строгановым.
Главная усадьба имения Ильинское, принадлежавшего Строгановым.

За свою долгую и насыщенную событиями жизнь Александр Ефимович успел послужить секретарём в петербургском доме Строгановых, выучил немецкий язык, получил лесоводческое образование в Тарандтской королевской лесной академии в Саксонии, занял должность главного лесничего строгановского имения, стал членом Германского общества антропологии, этнологии и первобытной истории, Венского антропологического общества, Финно-угорского общества в Гельсингфорсе и собрал представительную коллекцию «чудских образков», перешедшую по наследству к его сыну - Федору Александровичу Теплоухову, продолжателю его служебного пути и научного дела и одному из основоположников изучения пермского звериного стиля.

Пластина с изображением медведя в жертвенной позе. VI в. н. э. Пермский звериный стиль. Пермский краеведческий музей.
Пластина с изображением медведя в жертвенной позе. VI в. н. э. Пермский звериный стиль. Пермский краеведческий музей.

Инициатива графа С.Г. Строганова по собиранию древних предметов в своих владениях и усердие двух поколений семьи Теплоуховых, взявших на себя обязанности поставщиков археологических предметов, во исполнение воли графа, привели к удивительному феномену крепостных коллекционеров, создавших наряду со своим патроном одну из наиболее представительных в дореволюционной России частных коллекций предметов пермского звериного стиля.

Подвеска шумящая коньковая. Пермский звериный стиль. Пермский краеведческий музей.
Подвеска шумящая коньковая. Пермский звериный стиль. Пермский краеведческий музей.

Напомним, что пермский звериный стиль - название стиля, объединяющего бронзовую художественную пластику VI–XII в. н. э. созданную средневековой цивилизацией Урала.

Птицевидный идол. VI в. н. э. Пермский звериный стиль. Пермский краеведческий музей.
Птицевидный идол. VI в. н. э. Пермский звериный стиль. Пермский краеведческий музей.

О бронзовых фигурках «пермского звериного стиля» было известно уже при Петре I. Крестьяне их часто находили в земле и активно продавали (5 рублей за ковш). Вероятно существовали предметы из серебра и золота, но все они массово отправлялись на переплавку буквально тоннами.

Пластина с изображением двух человек на ящере. Пермский звериный стиль. Пермский краеведческий музей. Бронза.
Пластина с изображением двух человек на ящере. Пермский звериный стиль. Пермский краеведческий музей. Бронза.
Подвеска "всадница". VI в. н. э. Бронза. Пермский звериный стиль. Пермский краеведческий музей.
Подвеска "всадница". VI в. н. э. Бронза. Пермский звериный стиль. Пермский краеведческий музей.

Заботы сперва Александра Ефимовича, а затем Фёдора Александровича о пополнении коллекции, её научном изучении и описании, а также предоставлении возможности познакомиться с собранием широкой публике на научных съездах.

Известный археолог Александр Спицын писал Федору Александровичу Теплоухову: "Ваша коллекция - двери, ведущие к пониманию древностей огромного района".

-8
-9
-10
-11

Публикация коллекции состоялась в 1902 году, в серии изданий Императорской археологической комиссии под редакцией наиболее деятельного её члена Александра Андреевича Спицына и сопровождалась её научным описанием