Найти тему

Как развить коммуникативные навыки

Мы часто говорим с сыном о том, что школьные оценки — вовсе не показатель будущих успехов человека.

Никто из моих работодателей ни разу не смотрел на оценки в дипломе при приёме на работу. Куда важнее реальные знания и способность к изучению нового, хорошо развитые коммуникативные и когнитивные навыки, мотивация к саморазвитию, умение находить решение нестандартных задач.

Один из пунктов, которому я уделяю внимание, — это хорошие коммуникативные навыки. Об этом мы с моим 12-летним сыном тоже стараемся рассуждать вместе. Давайте порассуждаем и с вами.

Для меня это значит, что человек умеет выстраивать продуктивный диалог с собеседником, не перетягивая одеяло на себя. Несомненно, монологическая речь тоже важна. Но обратитесь к собственному опыту и поймёте, что чаще всего проблемы возникают именно с выстраиванием диалога. Согласны? Да и в жизни мы редко используем монолог.

Перед тем, как взять более высокую планку в развитии коммуникативных навыков, хорошо бы научить ребёнка преодолевать скованность. Она обычно проявляется при контактах со сверстниками и взрослыми людьми в разных непривычных ситуациях. Считаю главным способом этой тренировки практику общения в жизни.

Хорошо помню, как я приехала поступать в вуз из маленького города в Санкт-Петербург. Минут 15 простояла у двери приёмной комиссии, не решаясь войти. Хотя не скажу, что в школе у меня были большие трудности в учёбе и общении. И потом, отметив в себе этот момент, я решила тренироваться. Каждый день ставила себе задачу: спросить у прохожего время или дорогу, заговорить с продавцом в магазине, познакомиться в автобусе. Потом была работа промоутером, зазывалой на экскурсии по рекам и каналам, сотрудником сетевой компании, менеджером по продажам в интернете. Это всё очень помогло мне, и об этом я рассказываю своему сыну, чтобы вдохновить его на подобные вызовы. Я отправляю его на рынок за продуктами, к соседям за солью, принять курьера. То есть предлагаю решить бытовые вопросы, с которыми сталкиваются взрослые люди. А ещё один способ научиться лучше выражать свои мысли — свой блог для подростка. У моего сына, например, есть телеграм-канал о лего.

Это первый этап: снятие коммуникативного барьера.

Второй важный этап касается уже эффективности общения.

Тот, кто умеет результативно общаться, находить подход к разным типам людей, ловко разрешать конфликты и при этом отстаивать своё мнение — востребован практически в любой сфере.

И здесь, на мой взгляд, самые главные тренировки — внутри семьи. Я люблю семейное обучение за то, что ребёнок часто находится в разновозрастном коллективе: среди сестёр, братьев, родителей, тетей и дядей, бабушек и дедушек. Именно в таком кругу в первую очередь мы учимся выстраивать отношения, коммуницировать, решать конфликтные ситуации, договариваться и доносить своё понимание другим. Тут важно начать с себя. Думаю, все понимают, насколько важен пример.

На что я советую обратить внимание? Во-первых, помогать детям с малых лет отделять и распознавать свои эмоции, проговаривать чувства и потребности. Сейчас много книг, написанных на эту тему. Проверенные в нашей семье — это «Азбука чувств и эмоций» Екатерины Кес и «Монсики» Виктории и Глеба Шиманских.

Во-вторых, искать вместе решения в возникающих конфликтах, давать подсказки. Ну и всё это выливается в развитие навыка самоэмпатии и эмпатии.

Вот тут можно подробно послушать о «языке жирафа», практике работы со списками чувств и потребностей и навыках ненасильственного общения:

Ненасильственное общение: семинар Маршалла Розенберга, (Русский язык) - YouTube

Поверьте, многое изменится у вас и у ваших детей, если вы начнёте применять эти принципы в общении.

И ещё один совет от меня — находите примеры среди успешных людей и старайтесь следовать их стратегиям коммуникации. Такие образцы можно искать в жизни и книгах.

Рекомендую прочитать книгу «Школа Мухаммада», которая, по задумке автора Дж. Ат-Турбани, будет понятна и полезна мусульманам и представителям других религий.

В контексте рассматриваемой темы нас будет интересовать глава «Молчание». Вот цитата, основная мысль этой главы: «Диалог означает, что слова не должны исходить только от одной из сторон, приём и отвержение должны исходить от обеих сторон, и дабы диалог оказался успешным, его участники должны обладать такой чертой поведения, как умение молчать, слушая другую сторону». Вот вам и ещё один коммуникативный навык, которому полезно научить своих детей.

Для меня семейное обучение — это большой ресурс по развитию качества общения у моих детей. Но даже если у вас нет планов перевести ребёнка на СО, пусть в вашу практику войдут ежедневные диалоги с детьми, и не только об оценках. Потому что, по экспертным расчётам, если в классе 30 человек, то коммуникативный ресурс каждого ученика всего полторы минуты на урок. Очевидно, нечего и говорить о развитии коммуникативных навыков в таких условиях.

Делитесь своими мыслями, и пусть ваши дети только радуют вас коммуникативными навыками.

Автор: Анастасия Русских, мама сына на СО.

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.
Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации.

Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.

Читайте другие статьи автора: