Мы часто говорим с сыном о том, что школьные оценки — вовсе не показатель будущих успехов человека.
Никто из моих работодателей ни разу не смотрел на оценки в дипломе при приёме на работу. Куда важнее реальные знания и способность к изучению нового, хорошо развитые коммуникативные и когнитивные навыки, мотивация к саморазвитию, умение находить решение нестандартных задач.
Один из пунктов, которому я уделяю внимание, — это хорошие коммуникативные навыки. Об этом мы с моим 12-летним сыном тоже стараемся рассуждать вместе. Давайте порассуждаем и с вами.
Для меня это значит, что человек умеет выстраивать продуктивный диалог с собеседником, не перетягивая одеяло на себя. Несомненно, монологическая речь тоже важна. Но обратитесь к собственному опыту и поймёте, что чаще всего проблемы возникают именно с выстраиванием диалога. Согласны? Да и в жизни мы редко используем монолог.
Перед тем, как взять более высокую планку в развитии коммуникативных навыков, хорошо бы научить ребёнка преодолевать скованность. Она обычно проявляется при контактах со сверстниками и взрослыми людьми в разных непривычных ситуациях. Считаю главным способом этой тренировки практику общения в жизни.
Хорошо помню, как я приехала поступать в вуз из маленького города в Санкт-Петербург. Минут 15 простояла у двери приёмной комиссии, не решаясь войти. Хотя не скажу, что в школе у меня были большие трудности в учёбе и общении. И потом, отметив в себе этот момент, я решила тренироваться. Каждый день ставила себе задачу: спросить у прохожего время или дорогу, заговорить с продавцом в магазине, познакомиться в автобусе. Потом была работа промоутером, зазывалой на экскурсии по рекам и каналам, сотрудником сетевой компании, менеджером по продажам в интернете. Это всё очень помогло мне, и об этом я рассказываю своему сыну, чтобы вдохновить его на подобные вызовы. Я отправляю его на рынок за продуктами, к соседям за солью, принять курьера. То есть предлагаю решить бытовые вопросы, с которыми сталкиваются взрослые люди. А ещё один способ научиться лучше выражать свои мысли — свой блог для подростка. У моего сына, например, есть телеграм-канал о лего.
Это первый этап: снятие коммуникативного барьера.
Второй важный этап касается уже эффективности общения.
Тот, кто умеет результативно общаться, находить подход к разным типам людей, ловко разрешать конфликты и при этом отстаивать своё мнение — востребован практически в любой сфере.
И здесь, на мой взгляд, самые главные тренировки — внутри семьи. Я люблю семейное обучение за то, что ребёнок часто находится в разновозрастном коллективе: среди сестёр, братьев, родителей, тетей и дядей, бабушек и дедушек. Именно в таком кругу в первую очередь мы учимся выстраивать отношения, коммуницировать, решать конфликтные ситуации, договариваться и доносить своё понимание другим. Тут важно начать с себя. Думаю, все понимают, насколько важен пример.
На что я советую обратить внимание? Во-первых, помогать детям с малых лет отделять и распознавать свои эмоции, проговаривать чувства и потребности. Сейчас много книг, написанных на эту тему. Проверенные в нашей семье — это «Азбука чувств и эмоций» Екатерины Кес и «Монсики» Виктории и Глеба Шиманских.
Во-вторых, искать вместе решения в возникающих конфликтах, давать подсказки. Ну и всё это выливается в развитие навыка самоэмпатии и эмпатии.
Вот тут можно подробно послушать о «языке жирафа», практике работы со списками чувств и потребностей и навыках ненасильственного общения:
Поверьте, многое изменится у вас и у ваших детей, если вы начнёте применять эти принципы в общении.
И ещё один совет от меня — находите примеры среди успешных людей и старайтесь следовать их стратегиям коммуникации. Такие образцы можно искать в жизни и книгах.
Рекомендую прочитать книгу «Школа Мухаммада», которая, по задумке автора Дж. Ат-Турбани, будет понятна и полезна мусульманам и представителям других религий.
В контексте рассматриваемой темы нас будет интересовать глава «Молчание». Вот цитата, основная мысль этой главы: «Диалог означает, что слова не должны исходить только от одной из сторон, приём и отвержение должны исходить от обеих сторон, и дабы диалог оказался успешным, его участники должны обладать такой чертой поведения, как умение молчать, слушая другую сторону». Вот вам и ещё один коммуникативный навык, которому полезно научить своих детей.
Для меня семейное обучение — это большой ресурс по развитию качества общения у моих детей. Но даже если у вас нет планов перевести ребёнка на СО, пусть в вашу практику войдут ежедневные диалоги с детьми, и не только об оценках. Потому что, по экспертным расчётам, если в классе 30 человек, то коммуникативный ресурс каждого ученика всего полторы минуты на урок. Очевидно, нечего и говорить о развитии коммуникативных навыков в таких условиях.
Делитесь своими мыслями, и пусть ваши дети только радуют вас коммуникативными навыками.
Автор: Анастасия Русских, мама сына на СО.
Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн
Подписывайтесь на канал. Будьте в курсе семейного образования.
Читайте другие статьи автора: