Концепция – это «зародыш» проекта, набор идей. До заказчика их можно донести по-разному: рассказать, объяснить, показать, дать почувствовать. Все зависит от самих идей и заказчика.
Чаще всего концепцию показывают в виде эскизов, зарисовок, 3D-визуализаций и с помощью средств виртуальной и дополненной реальности. Это похоже на создание прототипа в промышленном дизайне. Автомобиль сначала делают в натуральную величину из пластилина, чтобы его можно было потрогать и ощутить в масштабе.
Из чего состоит концепция
По результатам разработки концепции заказчик чаще всего получает презентацию, решения по выбору основных материалов, сэмпл-борд или планшет с образцами и бюджетную оценку.
Презентация концепции
У презентации концепции нет формализованного состава или внешнего вида. Она подстраивается под требования конкретного проекта и заказчика и зависит от того, как она будет согласовываться и кому презентоваться.
В проектировании интерьеров часто используют Powerpoint-презентацию или PDF-документ, в котором отражены все основные решения по дизайну и устройству будущего офиса. Детальность решений — минимальная, но достаточная для того, чтобы донести идеи.
Бывает, что презентация концепции — это виртуальная интерактивная панорама или даже анимация. И, наоборот, иногда идеи полноценно можно показать через образцы материалов и способы их сочетания. Главное помнить, что концепция – это идеи. Если идеи понятны заказчику, то презентация работает.
Решения по выбору основных материалов
Концепция состоит из идей, но их нужно будет реализовать — сделать материальными. Поэтому концепция должна быть основана на использовании реально существующих материалов и изделий. Почти обязательно она будет содержать информацию о выборе основных материалов, мебели, освещения. Не детально до гвоздя. Задача — показать заказчику, что представленная картинка реально достижима и нужные материалы реально существуют.
Если сочетание материалов и фактур является одной из идей, то проектировщик может представить заказчику сэмпл-борд с реальными образцами материалов, чтобы показать, как они между собой сочетаются. Это актуально для творчески сложных проектов и проектов с непростой цветовой палитрой и сочетанием разных по текстуре и фактуре материалов. Для большинства остальных проектов достаточно PDF-варианта планшета. А для совсем простых он вообще не нужен.
Бюджетная оценка
Реализация любой картинки будет сколько-то стоить. Чем эта картинка сложнее, тем больше вероятность, что заказчик спросит: «А во сколько вся эта красота мне обойдется?» Предупреждая этот вопрос, многие проектировщики составляют приблизительный бюджет — подробную смету для коммерческих проектов они предоставить не могут.
Что происходит после разработки концепции
После разработки и презентации концепции возможны три варианта развития событий:
- Идеи принимаются заказчиком практически полностью. Если есть небольшие оговорки, то их учитывают при дальнейшем проектировании. Этот вариант встречается редко — с первого раза концепция может подойти заказчику, только если проектировщик и заказчик сработаны, то есть сделали несколько проектов и очень хорошо понимают друг друга.
- Часть идей принимается, но полностью согласовать концепцию по разным причинам не получается. В этом случае концепция возвращается на доработку. Не нужно бояться, что первые варианты заказчику не нравятся — это нормально. Скажем больше — это самый распространенный вариант развития событий.
- Большинство или все идеи, показанные в концепции, полностью противоречат поставленной задаче или не могут быть реализованы. Это самый редкий вариант развития событий. Если такое происходит, то концепция может возвращается на полную переработку или архитектор с заказчиком прекращают взаимодействие. Иногда по инициативе самого архитектора.
Если события развиваются по первому или второму сценарию, то следующим этапом будет подготовка чертежной документации — в виде тендерного пакета или рабочей документации. К началу этого этапа заказчик должен принять решение, а проектировщик — получить от него согласование.
Документы и материалы, которые остаются на руках у заказчика, должны помочь ему принять правильное решение. Для этого:
- Форма представления концепции должна быть удобной для рассмотрения заказчика. Как заказчик будет рассматривать концепцию? Его будет рассматривать один человек или много? Если много, то они доступны одновременно или кому-то нужно будет предоставить материалы электронно?
- Концепция должна быть согласуемой. Это значит, что у нее должна быть какая-то документальная форма, которую можно формально согласовать. Если рассказать концепцию устно, то ее нельзя будет подписать и поставить на ней печать.
- Концепция должна быть реализуемой. Концепция — это не красивые картинки, а конкретные решения, которые могут быть воплощены в реальность. Архитектор обосновывает реалистичность своей концепции указывая реальные материалы и иногда даже представляя примерную бюджетную оценку.
Когда вы заказываете проектирование, в котором содержатся слова «дизайн-проект» или «концепция», обязательно проверяйте, что вы получите в результате разработки. Убедитесь, что форма представления удобна всем, кто будет рассматривать концепцию; что эту форму можно формально согласовать; также не бойтесь задавать автору вопросы про стоимость и материалы, из которых все будет сделано.
___________________________________