Найти в Дзене
Звенимир

Соль земли русской - Иван Лапиков

Актёров в которых с предельной ясностью и пронзительностью отражалась бы русская народная душа даже в советское время было крайне мало. А про нынешнее время и говорить нечего. И над всеми нашими кинематографическими талантами горой возвышался Иван Герасимович Лапиков.

От его работ душа замирает. Он добирался до корневых основ русского характера, и он их показал во всей галерее своих прекрасных образов. 77 киноработ великого мастера дали нам широчайшую панораму образов, настоящий калейдоскоп черт русской души, вращая который погружаешься в глубокие недра народного характера.

Панкрат Назаров из "Вечного зова", Семен Трубников из "Председателя", странник Пантелей из "Степи", Борис Краюшкин из "Минуты молчания", дед Гаврила из "Непрошенной любви", Кирилл из "Андрея Рублева", Егор Байнев из "Дом и хозяин", старшина Поприщенко из "Они сражались за родину", военнопленный Зыков из "Семнадцати левых сапог", дед Василий из "Возвращения Будулая" - эти и все другие кинообразы несли архетипические черты русской народной души, что разговаривала с нами устами актёра.

Иван Герасимович однажды открыл тайну своего рождения. Мать пошла на покос и родила его прямо в поле и сама перерезала пуповину при помощи серпа. Вот так приняла его русская земля, с которой похоже метафизически он так и остался связан пуповиной.

Семья Лапиковых. Иван - слева. 1929 год.
Семья Лапиковых. Иван - слева. 1929 год.

Его деревня на берегу Волги была далека от культурных центров, и так бы мог и прожить в ней всю жизнь настоящий крестьянский сын Иван, но Ангел вытолкнул его в другой мир. В 15 лет добравшись до Сталинграда, устроился работать на завод, где впервые соприкоснулся с миром театра в драмкружке. Там же он посещал заводской оркестр, где играл на балалайке (в "Председателе" "Барыню" наяривает он сам). Музыкально одарён юноша был наверно даже больше, но всё же его выбор пал на театр.

В 1939 году юный Лапиков поехал в Харьков учиться в театральный техникум. И было это всё супротив родительской воли. Ибо родители считали лицедейство занятием грешным и падшим. Но через два года грянула война, и молодой Иван был мобилизован. Всё военное время провёл в Сталинграде и около города. Рыл траншеи, занимался перевозкой раненных под обстрелами через Волгу, за что получил медаль "За оборону Сталинграда".

А в 1945 году, несмотря на то что так и не получил диплом, был принят в труппу сталинградского драматического театра, который остро нуждался в кадрах.

Долгие восемнадцать лет Иван Лапиков играл на сцене этого театра. Звёзд с неба не хватал. Часто играл второстепенные роли. Но театральную закалку получил добротную. Трижды за это время попал в кино. Роли доставались эпизодические, но откуда было быть главным ролям, если столько талантов вокруг. А его талант для киноиндустрии ещё не вызрел тогда.

В 1954 году И. Лапиков сыграл маленький эпизод в фильме "Запасной игрок". В фильм "Солдаты", который снимали в Сталинграде, он попал с коллегой по театру И. Смоктуновским. У последнего роль была позначимей, даже настолько позначимей, что именно по ней его и заприметил Г. Товстоногов для постановки "Идиота", а Лапиков сыграл майора Забавникова. Роль была настолько маленькая, что его даже в титры не вписали.

И. Лапиков, дочь Елена, жена Юоия. Середина 1950-х
И. Лапиков, дочь Елена, жена Юоия. Середина 1950-х

А в 1961 году уже в Волгоградскую область приехали снимать фильм "Командировка". Сорокалетний Лапиков был приглашён в картину на роль пчеловода Татьяныча, который весь фильм жуёт лук. Исполнитель главной роли фильма Олег Ефремов был впечатлён талантом артиста, и откровенно сказал ему, что он уже перерос провинцию, и что ему пора в столицу. И не только сказал, а и помог перебраться Лапикову с дочерью в Москву, и ещё попутно помог решить его квартирный вопрос, пробив ему служебную квартиру.

Это было как нельзя кстати. Ибо у Лапикова любимая жена уже несколько лет жила в Москве и лечила потерянный слух, а он с дочерью оставался на родине. Таким образом семья воссоединилась в Москве. А вскоре на Лапикова градом посыпались роли.

Семён Трубников. "Председатель". И. Лапиков и Н. Мордюкова
Семён Трубников. "Председатель". И. Лапиков и Н. Мордюкова

Роль Семёна Трубникова в фильме "Председатель" сразила на повал видавших виды критиков, и невероятно впечатлила зрителей. Иван Лапиков нёс с экрана такую боль и такую правду, что мурашки по телу бежали. Михаил Ульянов за роль Егора Трубникова получил Ленинскую премию, а Иван Лапиков за своего Семёна получил награду более для него значимую - народную любовь и путёвку в большое кино.

В том же 1964 году, он сыграл ещё пару-тройку сильных ролей, из которых особо выделялась роль деда Гаврилы в фильме "Непрошенная любовь". Иван Лапиков сыграл драму старика в 43 года настолько правдоподобно, что после ему часто несмотря на средние года предлагали возрастные роли.

Гаврила. "Непрошенная любовь". 1964
Гаврила. "Непрошенная любовь". 1964

Дальше потянулась бескрайняя череда народных образов актёра в нашем кино. Каждая роль человека из народа Ивана Лапикова была до мурашек правдива, пришибая зрителя невероятной органикой...

Впрочем, были и исключения. Взять хотя бы роль князя, столбового дворянина Дмитрия Оленского, директора Эрмитажа в фильме "Посланники вечности". Лапиков прекрасно справился и с такой сложной ролью, и откуда невозьмись выказал манеры и благородство дворянского сословия.

Но всё же большей частью он играл людей из народа, а также великолепно сыграл церковнослужителей - отца Иоанна в фильме "По Руси", митрополита в "Сердце России", священника в "Маленьких трагедиях", умудрённого архиепископа Афанасия в "России молодой". А про его монаха Кирилла в "Страстях по Андрею", этакого русского Сальери, и говорить трудно. Это великая роль.

Кирилл. "Страсти по Андрею"
Кирилл. "Страсти по Андрею"

Поразительно прописал Иван Лапиков образ Пантелея в бондарчуковской "Степи". Георгий Капралов, известный наш критик писал о его работе следующее: "Большой русский актер Иван Лапиков, умеющий глубоко постигнуть и воплотить народный характер, играет Пантелея - босого странника, наивного философа - с той психологической содержательностью, которая дается лишь художнику, умудрённому не только своим искусством, но прежде всего жизнью. Переболевший всеми горестями земными, прошедший в буквальном смысле через огонь, в котором погибли его жена и дети, Пантелей все время погружен мыслью в полуфантастические истории о злодеях-разбойниках. Это трепещет его душа, непросвещенная, но истинно интеллигентная, лишенная счастья и ужаснувшаяся царящим несправедливости и насилию".

Пантелей "Степь"
Пантелей "Степь"

Как Лапикову удавалось так просто и понятно передавать правду жизни на экране, не приукрашивая её и не задумываясь о том, нравится ли он кому-то или досаждает, так и осталось загадкой. Талантливому артисту всё было по плечу, не взирая на то, что он так и не получил профессионального образования.

Особенно дорогой русским сердцам образ слепил Иван Лапиков в киноэпопее "Вечный зов", воплотив Панкрата Назарова. Его герой - соль земли русской, её радетель и бесстрашный защитник, живущий с вечной думой о ней и о людях, каждый раз подталкивает к непраздным размышлениям и вызывает неподдельные переживания. А уж словообороты Панкрата в фильме это целая энциклопедия исконной русской речи.

Берёт за сердце эпизод, когда, похоронив сына Максима, оказавшегося слабым и малодушным человеком, старый Панкрат падает на только что сооружённый земляной холмик и проникновенно молит: "Прости землица родная, прости его".

Ещё один исконно народный персонаж получился у артиста в военной эпопее "Фронт за линией фронта" - "Фронт в тылу врага". Его Ерофеич получился почти сказочным персонажем, солдатом-защитником родной земли. И опять же кажется что его устами говорит сам русский народ.

"Фронт в тылу врага". Ерофеич
"Фронт в тылу врага". Ерофеич

Очень Ерофеич понравился нашему Леониду Ильичу. Он поинтересовался у своего друга С. Цвигуна, как и где воевал актёр сыгравший эту роль. И когда Цвигун рассказал что знал, что у актёра есть лишь одна медаль, Л.И. Брежнев ответил ему, что актёр заслуживает боевую награду за эту роль. И в 1981 году Ивана Герасимовича Лапикова наградили медалью "За боевые заслуги". Сам по себе случай уникальный.

Ещё одним цитатником человеческой мудрости стал лапиковский дед Василий в "Возвращении Будулая". За этим персонажем тоже нужно было ходить и записывать...

Вот так тридцать лет нёс свою вахту артист божьей милостью Иван Герасимович Лапиков, и умер словно на боевом посту. Символично, что произошло это когда артист вместе со своим другом Сергеем Бондарчуком выступали перед солдатами в Таманской дивизии.

Иван Герасимович Лапиков был совершенно не похож на "артиста", - вспоминал Николай Бурляев. - Выглядел простым, русским, добротным деревенским мужиком, случайно забредшим в джунгли кинематографической элиты... Я наблюдал за Лапиковым, за его отстранённостью от этого киномира, сосредоточенностью на чём-то своём, сокровенном, вглядывался в его "публичное одиночество" - скромное, неброское пребывание со своей сердечной тайной, со своей правдой на этой ярмарке кинематографического тщеславия, где окружающие из кожи лезли вон, чтобы хоть как-то выделиться.

Нынешняя молодёжь и те, кому сегодня тридцать и сорок лет, Ивана Лапикова практически не знают. Фильмы, в которых он снимался, по телевидению показывают редко, да и вспоминают о нём также нечасто. Актёра жившего скромно, по совести, игравшего, как правило, характерные роли простых и великих в этой своей высоконравственной простоте советских людей - крестьян, рабочих, солдат.

Хорошо, что на родине не забыли прославленного артиста. В 2002 году в селе Горный Балыклей открыли его музей, в 2004 году его имя присвоили улице на окраине Волгограда и повесили мемориальную доску на стене волгоградского драматического театра.

P.S.

Как-то раз в 80-е годы, когда советские люди частенько выбирались в кинотеатры, автор попал на фильм "Утро обречённого прииска". Сразу почувствовалась откровенная халтура. А может это была неопытность начинающего режиссёра. Даже сильные актёры не спасали фильм. Коль режиссёр слаб, то актёры уж ничем и не помогут. Автор уже хотел покинуть зал, как вдруг в кадре возник Иван Лапиков. Он играл каторжанина, бывшего предводителя воровской шайки, бежавшего в тайгу. И вдруг всё в корне изменилось. Фильм стал расцветать и осмысляться прямо на глазах. Но было это исключительно когда Лапиков был в кадре. В общем вытянул Иван Герасимович картину, на которую и средств отпустили мало, и похоже режиссёра не особо почитали и слушали. Уж такая у него была внутренняя сила. Не умел он халтурить, и не мог играть плохо.