Найти тему
Екатерина Агаркова

Мастер и Маргарита. Моё "экспертное" мнение

Сходили вчера в кино на нашумевшую экранизацию классического произведения. Сразу замечу, что тема грудей, как говорится, раскрыта. Но обо всём по порядку.

Я не собиралась смотреть "Мастера и Маргариту" - не являюсь поклонницей современного отечественного кино, такие фильмы не мой жанр. То ли дело скандинавские триллеры. Но мне очень захотелось посетить кинотеатр "Пролетарий" в Воронеже, внутри него сохранилась замечательная мозаика советских времён, а фасад с тяжеловесной металлической вывеской уже давно будоражит моё воображение.

В кино на тот момент было заявлено всего три картины: "Конец славы", "Моя прекрасная свадьба" и "Мастер и Маргарита". Из трёх зол мы выбрали наименьшее.

Куда же делись те времена, когда можно было прийти в кино и посмотреть замечательную европейскую драму или триллер?.. Некоторые фильмы я впервые увидела в кино, и это было чудесно. Теперь мы почти не ходим в кинотеатры, я даже и не помню, когда в последний раз там была.

Ранее я прочитала множество негативных отзывов об экранизации "Мастера", как вы уже наверное заметили, хейтят его беспощадно. И поэтому у меня не было позитивных ожиданий от просмотра. Скорее, я была готова к тому, что кино будет ужасным.

Мы заняли свои места в зрительном зале и начали смотреть. Первое, что бросилось мне в глаза - это изобилие на экране модной нынче критики советской власти и жизни в СССР. Эдакий современный штамп в кино и литературе, который эксплуатируют все, кому не лень.

Я не могу сравнить насколько экранизация соответствует роману потому что плохо помню детали из книги, знаю только сам сюжет в целом. Но у меня сложилось впечатление, что классик подошёл к этому вопросу более тонко и деликатно, с юмором. Чего не скажешь о фильме - ужасы жизни в 20-е годы 20-го века показаны излишне гипертрофированно и однобоко.

Отношения с романом у меня прохладные. Впервые я прочитала его в рамках школьной программы, и тогда он не стал моим любимым произведением. Кот Бегемот, ведьма Гелла, Воланд - даже в школьные годы весёлые всё это навевало на меня скуку, было непонятно зачем нас заставляют ЭТО читать и анализировать.

Я сделала ещё одну попытку перечитать "Мастера" в более сознательном возрасте, лет эдак в 25. И она тоже не увенчалась успехом, роман не оставил какого-то особенного впечатления, хотя стиль Булгакова мне импонировал. То ли дело "Сага о Форсайтах".

Признаюсь честно, подробности истории напрочь вылетели у меня из головы. Поэтому фильм я начала смотреть с чистого листа. И знаете, в целом всё оказалось не так уж и плохо! Фильм задуман больше как свободная интерпретация романа, поэтому сравнивать книгу и экранизацию - это неблагодарное дело. Я просто отдалась течению сюжета и стала любоваться задумкой его создателей.

-2

Поначалу я запуталась в наслоениях сюжетных линий, в бешеном ритме события следовали одно за другим, без пауз и передышек. Мне было сложно разобраться в том, где настоящее, где будущее, а где фантазии Мастера. Как будто сценарист нарезал историю на части и перемешал их между собой.

Моему мужу, который не читал произведение и в принципе не признаёт художественную литературу, было ещё сложнее. Он бросал на меня недоуменные взгляды, но помочь ему я ничем не могла - слишком сложно и запутанно было всё происходящее на экране, чтобы объяснить в двух словах.

-3

Некоторые моменты и вовсе обрывались и заканчивались ничем. Например, эпическая распродажа платьев в театре была показана ярко и красочно, но ни к чему не привела. Хотя было интересно узнать как авторы фильма обыграют этот момент, так комично описанный в романе. Но они не сделали этого никак.

Понравились в целом образы героев - флегматичный Цыганов неплохо вписался в роль Мастера. Удивительно, но примерно таким я его себе и представляла, когда читала книгу впервые. Образ Иешуа, напротив, мне показался невыразительным, хотя, это же один из ключевых персонажей. Вообще, если не прочесть роман, будет совершенно непонятно как и зачем это действующее лицо "затесалось" в фильм.

Свите Воланда было уделено непростительно мало времени, их проделки не стояли в центре событий, а являлись, скорее, дополнением к основной линии сюжета, любовной. Я считаю, что это большое упущение. Да и бал Сатаны тоже получился скомканным и невнятным.

-4

Понравились в целом декорации, хотя было сильно заметно, что это по большей части компьютерная графика. Понравился антураж - костюмы, интерьеры, локации. Картинка тёмная, но визуально приятная, у фильма есть своя особенная эстетика, хоть и "тридэшная". Москва представлена как город великого советского будущего, пугающий исполинскими постройками и инфернальным величием.

Буду ли я пересматривать эту экранизацию? Нет. Не настолько она меня захватила, не настолько удивила и поразила. Для меня это просто красивая картинка по мотивам классического произведения, коих великое множество. Проходной фильм, несмотря на обилие ярких сцен, не самый лучший и не самый интригующий.

-5

Когда закончился фильм, побежали титры и включился свет, я обнаружила, что в большом зале кинотеатра было занято от силы 20-30 кресел. И мы с мужем оказались едва ли не самыми старыми из публики - зрителями были в основном подростки. А это о чём-то, да говорит.

С другой стороны, за долгие 3 часа, которые шёл фильм, мой муж не заснул и даже, как мне показалось, ни разу не зевнул. А это тоже о чём-то, да говорит. Значит, не зря Юлия Снигирь демонстрировала свои прелести (никак не успокоюсь), значит, не зря трудились все те, кто участвовал в создании фильма.

А вы уже посмотрели "Мастера и Маргариту"? Делитесь вашими "экспертными" мнениями в комментариях!

Ещё экранизации классики: