Кругом говорят про осеннюю хандру и способы её побороть. Но я предлагаю не бороться с хандрой, а наоборот, окунуться в меланхолию с удовольствием и полной самоотдачей. Когда ещё, как не дождливой осенью, стоит насладиться светлой грустью? Специально для этих целей я предлагаю вам посмотреть три замечательные драмы, которые никого не оставят равнодушным. Итак, ложитесь на свой любимый диван, укрывайтесь одеялом, заваривайте чай, и наслаждайтесь!
1. Художник и вор (Kunstneren og tyven) 2020
Барбора Кисилкова - молодая художница из Польши, которая переехала в Норвегию, спасаясь от неудачных отношений. Однажды две её знаменитые картины были похищены парнем по имени Карл Бертил-Нордланд, который в наркотическом опьянении вынес полотна из музея и где-то их спрятал. Барбора приходит к вору в суд, и вместо того, что бы ругаться и ненавидеть человека, который лишил её важных для неё работ, она просит, что бы он позировал ей... Так Карл будет искупать свою вину перед Барборой.
История рассказывается сначала со стороны Барборы, а потом со стороны Карла. Первые полчаса фильма мне показалось, что это какая-то нудятина и слишком затянуто. Но чем-то меня зацепила эта история. То ли тем, что у Барборы по фильму замечательные работы, от которых захватывает дух. То ли от того, что мне понравился образ главной героини и я понимаю её терзания и тонкую душевную организацию творческой личности (у меня художественное образование). В общем, стала я смотреть дальше, и не пожалела.
Барбора начинает делать наброски Карла у себя в студии, они общаются, болтают между собой. И день ото дня молодые люди становятся друг другу всё более интересны. Когда Карла тянет на дно от потакания его разрушительным зависимостям, он попадает в аварию под воздействием наркотиков, именно Барбора приходит к нему в больницу и помогает выкарабкаться. Когда дела Барборы становятся хуже некуда (долги, нет вдохновения, проблемы душевного характера), то именно дружеская связь с Карлом помогает ей держаться на плаву...
Она видит меня очень хорошо, но забывает, что я тоже ее вижу
Карл не понимает, почему эта девушка помогает ему. Ведь у неё есть спутник жизни, который её поддерживает - норвежец, старше по возрасту и стабильная жизнь с ним, который не в восторге от её нового знакомого. Честно говоря, я и сама не понимала зачем Барбора цепляется за этого человека из неблагополучной среды, который своими же руками разрушает себя. Но сердце художника не так просто понять, как кажется сначала.
После того как девушка приходит в себя из затяжной депрессии, она устраивает выставку своих новых работ. Карл приходит, что бы поддержать свою старую подругу. Барбора снимает завесу со своей новой главной работы... Ради этого кадра стоит смотреть весь фильм! Я прослезилась! До сих пор стоит перед глазами этот кадр, глаза Карла, когда он увидел, что и как изображено на картине. Глубоко и точно Барбора передала свои чувства в этой работе, всё невысказанное и выстраданное, всё о нём и ней.
Фильм цепляет полным погружением в среду. Он снят как документальный, и герои в нём самые обычные, такие же люди, которые ходят по улице каждый день. Не прилизанные, настоящие, со своими несовершенными характерами и поступками. Очень глубокий и искренний фильм. Один из лучших!
2. Цена страсти (The Ledge) 2011
Помню, в далёком 2011 году мы с подругой пошли в кинотеатр на этот фильм. Мы не знали о чём он, и в зале кроме нас сидело ещё человек пять. "Хороший фильм, надо смотреть" - решили мы, и не пожалели.
Офицеру полиции Холлис Лучетти поступает вызов - молодой мужчина стоит на карнизе высокого здания (не зря ведь фильм в оригинале называется "Уступ"), и собирается спрыгнуть. Он уже собрал толпу наблюдающих, и Холлис выезжает на место происшествия что бы попытаться спасти парня, отговорить его от самоубийства. Полицейский начинает диалог с самоубийцей и по ходу разговора узнаёт историю любви, которая и привела молодого парня на этот карниз.
Гэвин, атеист и человек широких взглядов, знакомится с соседями - семейной парой, в которой разделяет и властвует муж Джо - настоящий религиозный фанатик. Его жена Шейна - в прошлом из неблагополучной среды, и это служит поводом для упрёков со стороны Джо, ведь он считает, что только он и вера в Бога может спасти Шейну от неё самой и её дурных наклонностей.
Как и следует ожидать, между Шейной и Гэвином завязывается роман. Джо узнаёт об этом, его охватывает ярость, и в приступе религиозного экстаза обманутый муж осознаёт - он должен наказать возлюбленных. И тогда у него появляется изощрённый план того как это можно сделать. Не раздумывая, Джо приводит этот план в действие - Гэвин теперь должен решить, чья жизнь ему дороже - его или Шейны? Он должен убить себя или Джо убьёт Шейну...
Я не боюсь принять смерть за веру. Потому что я знаю, куда я попаду
До самого конца было не понятно - прыгнет Гэвин с карниза или нет? Фильм держал в напряжении до самых последних минут. Интересны диалоги героев - их можно разбирать на цитаты: добродушный Гэвин и узколобый, уверенный в собственной правоте Джо спорят о Боге и его любви к людям. Не менее интересен персонаж полицейского Холлиса - за время общения с Гэвином на карнизе он выдаёт немало интересных мыслей:
Да откуда ты знаешь, на что ты сам способен? Ты знаешь, что сможешь убить мать, что бы спасти отца? Или убить одного ребёнка, что бы спасти другого? Всего этого нам знать не дано!
"Цена страсти" - не просто драма о любовном треугольнике, это рассказ о противостоянии веры и религии. О том, как иногда бывает разрушительна фанатичная вера, когда человек переходит черту и считает себя вправе решать судьбы других, потому что Бог ему велит поступать так. В связи с этим фильмом мне вспоминается цитата:
думающий атеист, живущий по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу, потому что творит добро, не ожидая награды. В отличие от верующих лицемеров
3. Один день (One day) 2011
Эмма и Декстер впервые встретились на выпускном в колледже 15 июля 1988 года. Они провели вместе один день, за которым последовала ночь. Молодые люди благопристойно провели эту ночь вдвоём и договорились остаться друзьями. Дальше фильм показывает нам их встречи на протяжении двадцати лет, всегда в один и тот же день - 15 июля.
Что заставляет их держаться за дружбу? Ведь они такие разные: Декстер - раздолбай и повеса, а Эмма - целеустремлённая и романтичная особа. Мы видим как герои взрослеют и меняются с возрастом, с ними меняются эпохи и города. Каждая эпоха прописана режиссёром удивительно достоверно - образы персонажей, окружающая обстановка переносят нас в разные временные отрезки.
Молодые люди взрослеют и совершают ошибки, как и все мы. Сначала мы видим их беспечными студентами, которые уверены, что мир будет принадлежать им одним. Потом, по прошествии лет, становится очевидно, что реальность оказалась не такой радужной и мечты уступили место суровому быту. Герои пытаются устроить свою личную жизнь каждый как может - Энн стала жить с мужчиной, который ей безразличен, а Декс женился и завёл ребёнка, но не справился с ролью хорошего отца и семьянина. Но не смотря ни на что, каждый год 15-го июля они встречаются и проводят время вместе. Порой Декстер ведёт себя как настоящий идиот, но Энн готова его прощать и быть для него настоящим другом:
Я люблю тебя, но ты мне больше не нравишься!
Когда же наступит тот день, и они поймут, что нужны друг другу не только как друзья? Что они только теряют драгоценное время и проживают жизнь не с теми и не так? Этот день наступит, но жизнь внесёт свои неожиданные коррективы, и концовка окажется совсем не такой, как мне хотелось бы и как я уже себе нафантазировала. Фильм наводит на философские мысли о скоротечности жизни. После него осталось немного грустное послевкусие.
Приятным бонусом для меня оказалось то, что фильм снят по одноимённой книге писателя Дэвида Николсса. Конечно, после просмотра кино я сразу же начала читать книгу, и она меня тоже не разочаровала. Так что рекомендую и то и другое!
Ставьте лайки и я буду делать ещё больше интересных подборок! Подписывайтесь на мой канал!