Какие могут быть требования покупателя?
Напоминаю: недостаток присутствует, с документами полный порядок и кому предъявлять наши требования мы тоже уже выяснили.
Что дальше?
А теперь нам, собственно, необходимо определиться, что же мы имеем право потребовать от продавца в связи с обнаружением недостатка в нашей технике. И не просто потребовать, как разбойники с большой дороги, а потребовать, опираясь на Российское законодательство. Вот давайте к нему и обратимся.
ЗоЗПП ст. 18 п. 1 гласит:
Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Как мы видим, требование законом предусмотрено не одно, а целых пять. И некоторые из этих требований требуют пояснения, потому что часто вызывают взаимное недопонимание между продавцом и покупателем. Поэтому давайте рассмотрим каждое требование по отдельности и сразу определим сроки, которые Российское законодательство отводит для удовлетворения этих требований.
Замена на товар этой же марки (модели, артикула).
Само по себе требование вопросов вызывать не должно, потому что у любой вещицы из отряда бытовой техники есть определенная модель. Однако часто при подобном обмене возникают споры, когда с течением времени цена на эту модель меняется. К примеру, товар значительно подорожал и продавец при обмене начинает требовать от покупателя возмещения разницы в цене. Или наоборот. Это незаконно! Об этом написано в статье 24 п. 1:
«При замене товара ненадлежащего качества на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула) перерасчет цены товара не производится»
Срок удовлетворения требования замены товара прописан в статье 21 ЗоЗПП:
«В случае обнаружения потребителем недостатков товара и предъявления требования о его замене продавец (изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) обязан заменить такой товар в течении семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) – в течении двадцати дней со дня предъявления указанного требования.
Если у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течении месяца со дня предъявления такого требования.
В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) необходимого для замены товара на день предъявления указанного требования»
Вникнув в сухие буквы закона, можно понять, что если у продавца в момент предъявления нашего требования о замене на товар такой же модели этот товар будет отсутствовать, то ждать удовлетворения требования, может быть, придется целый месяц. Ну а если потребитель проживает, как говорится, «у черта на куличках» в районах Крайнего Севера, то ждать замены, возможно, придется неопределенное время.
Перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей с ограниченными сроками завоза грузов (продукции) утвержден Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 402.
Замена товара на такой же другой марки (модели, артикула).
С требованием тоже должно быть все понятно: сломался, к примеру, чайник и для потребителя не имеет особого значения на такой же точно его поменять или пусть немного отличается. Однозначно следует понимать то, что под словами «такой же» следует понимать, что товар должен обладать теми же потребительскими свойствами, то есть свойствами товара, связанными с его использованием по назначению, а также с целью, для которой приобретался данный товар. Проще говоря, если у вас сломался чайник, значит поменять на утюг, вы его требовать не можете.
При таком требовании стоит помнить, что если товар, который отдается взамен, стоит дороже, то придется доплатить разницу (и наоборот). При этом цена товара, подлежащего замене, определяется не из чека о покупке, а на момент его замены. То есть, если ваш чайник, когда вы его покупали полгода назад, стоил 1000 рублей, а на момент замены он в том же магазине стоит 1200 рублей, то по закону цена считается 1200 рублей.
В случаях, когда продавец не пожелал добровольно удовлетворить требование потребителя, цена заменяемого товара и цена передаваемого взамен определяется на момент вынесения судом решения о замене товара.
Однако, стоит помнить, что в случае, когда у продавца на момент замены, просто не будет чайника такой модели, которую вы меняете, то цена его будет определяться кассовым чеком о приобретении. И не важно, сколько такой же чайник стоит у других продавцов.
Сроки удовлетворения требования замены товара на такой же другой марки (модели, артикула) такие же, как и в случае требования замены на товар этой же марки (модели, артикула). Так же в случае удовлетворения любого из этих требований, следует помнить, что товар ненадлежащего качества должен быть заменен на новый товар, который не был в употреблении и гарантийный срок исчисляется заново со дня передачи товара потребителю.
Соразмерное уменьшение покупной цены.
В каком случае есть смысл выдвигать подобное требование? К примеру, купили вы утюг и в процессе эксплуатации обнаружили, что заявленная в инструкции по эксплуатации функция автоматического отключения не работает. Это недостаток. Но вас данная функция совершенно не интересует, потому что вы человек исключительно педантичный и ни за что не позволите себе бросить утюг включенным. Поэтому вы можете потребовать от продавца уменьшить заплаченную за товар цену и вернуть вам разницу.
Соразмерное уменьшение цены можно понимать, как уменьшение на разницу между покупной ценой и рыночной ценой такого товара, имеющего такие же недостатки либо не обладающего теми же свойствами, которые присутствуют у товара вследствие его недостатка.
Иными словами, как именно в данном случае регулировать уменьшение цены закон, можно сказать, не определяет. Понятие «соразмерное», мягко говоря, расплывчатое. Поэтому, на какую сумму сумеете договориться с продавцом, на такую и сможете рассчитывать, то есть «как на рынке».
А вот цена товара в законе оговорена. ЗоЗПП ст. 24 п. 3:
«в случае предъявления потребителем требования о соразмерном уменьшении покупной цены товара в расчет принимается цена товара на момент предъявления потребителем требования об уценке или, если оно добровольно не удовлетворено, на момент вынесения судом решения о соразмерном уменьшении покупной цены»
При этом опять же необходимо, чтобы товар точно такой же модели присутствовал на прилавках продавца, которому вы выдвигаете требование.
Срок удовлетворения требования о соразмерном уменьшении цены законом определен в статье 22 ЗоЗПП и равен десяти дням со дня предъявления требования.
Безвозмездное устранение недостатков товара или возмещение расходов на их исправление.
Данное требование устанавливает сразу две возможности для потребителя:
- во-первых, потребовать от лица, которому предъявлено требование, устранить имеющийся недостаток;
- во-вторых, компенсировать расходы на устранение недостатка.
Если с первым все просто и понятно, то требование компенсирования расходов может встретить определенные трудности. Все дело в том, что в данном случае недостатка, как такового, в товаре на момент выдвижения требования уже нет, а есть в лучшем случае только следы его возникновения и, возможно, устранения.
Таким образом, если потребитель потребует от продавца (или других лиц) возмещения расходов на ремонт, который он произвел самостоятельно или с привлечением других специалистов, то придется доказывать, что данный недостаток в товаре имел место быть, а данная задача может оказаться не такой простой.
Я говорю это для того, чтобы вы прежде чем воспользоваться своим правом и устранять недостаток своими силами, сначала хорошо подумали, сможете ли потом доказать продавцу (или в суде), что недостаток в товаре присутствовал. И стоит ли вообще игра свеч.
Срок устранения недостатка в товаре законом определен как «незамедлительно». Многие потребители, запомнив это слово, обнаружив недостаток в своей технике, приходят в магазин и начинают «качать права», требуя, либо отремонтировать вещицу незамедлительно (то есть «здесь» и «сейчас»), либо вернуть деньги. Эти требования не соответствуют нормам закона.
Статья 20 п. 1 ЗоЗПП гласит:
«Если срок устранения недостатков товара не определен в письменной форме соглашением сторон, эти недостатки должны быть устранены изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их устранения с учетом обычно применяемого способа. Срок устранения недостатков товара, определяемый в письменной форме соглашением сторон, не может превышать сорок пять дней»
Таким образом, понятие «незамедлительно» определено в самом законе. И определение это довольно расплывчатое, потому что каким должен быть этот минимальный срок, необходимый для устранения недостатков, с учетом обычно применяемого способасказать сложно и в каждом конкретном случае он будет разным и может колебаться от одного дня до нескольких месяцев.
Поэтому при предъявлении требования о безвозмездном устранении недостатка следует ориентироваться на максимальный срок сорок пять дней.
Отказ от исполнения договора купли-продажи и требование возврата уплаченной за товар суммы.
И, наконец, последнее требование, самое любимое всеми потребителями – возврат денег за товар с недостатком.
Отслеживая многочисленные требования покупателей бытовой техники, можно заметить, что большинство из них при обнаружении любой неисправности в товаре сразу начинают требовать возврат денег, мотивируя данное желание тем, что не хотят пользоваться ремонтированными вещами. Однако, как это ни странно для потребителей, Российское законодательство защищает не только их интересы. Поэтому расторгнуть договор купли-продажи и вернуть уплаченную сумму за технически сложный товар, к которому относится практически вся бытовая техника, можно далеко не всегда. Но об этом мыпоговорим на следующем шаге, когда будем определяться с требованием, которое мы имеем право предъявить.
Что касается требования потребителя о возврате денег, то здесь необходимо уточнить несколько моментов.
Во-первых, возвращая в магазин какой-либо прибор, потребитель должен быть готов к тому, что если товар имеет какие-либо повреждения, возникшие вследствие его ненадлежащего хранения, умышленного или случайного повреждения собственником, то возвращаемая потребителю сумма может быть уменьшена на разницу между ценой товара с учетом нормальной амортизации или естественной убыли и реальной ценой этого товара с учетом также и ухудшения качества товара вследствие указанных выше причин, поскольку в соответствии с общим правилом, установленным статьей 211 ГК, риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник. Сумма уценки товара зависит от каждого конкретного случая.
Во-вторых, потребитель должен знать, что он имеет право возврат уплаченной за товар суммы, но и возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Например, я знаю неоднократные случаи, когда продавцу приходилось компенсировать стоимость продуктов, испортившихся из-за недостатков холодильников. К тем же случаям можно отнести и затопление жилых помещений вследствие неисправностей, возникших в стиральных машинах. Естественно, если эти недостатки возникли не по вине потребителя. Правда доказывать причинно-следственную связь таких убытков придется доказывать потребителю и, скорей всего, в суде.
Согласно ст. 22 ЗоЗПП требования потребителя о расторжении договора купли продажи и возврате денежных средств за товар и убытки, причиненные ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества подлежат удовлетворению в течении десяти дней со дня предъявления этого требования.
Продолжение следует.
Действия покупателя при обнаружении недостатков в товаре. Шаг третий >>