Компания Simetra, специализирующаяся на моделировании транспортных потоков и транспортного планирования, представила очередной рейтинг российских городов «по качеству общественного транспорта». В ТОП-100 вошли Иркутск, Ангарск и Братск, сообщает ИА «ТК Город».
Как пояснили специалисты Simetra, рейтинг составлен «по итогам третьего квартала прошлого года», вошли в него города, численность населения которых более 80 тысяч человек:
«Методология рейтинга предполагает учет значительного числа показателей (61 – прим.ред) систем общественного транспорта в городах России, отражающих социально-экономические и пространственно-территориальные особенности городских территорий, геометрию маршрутных сетей, данные о подвижном составе и прочие».
Иркутск
Стоит отметить, что Иркутск уже не в первый год входит в этот рейтинг. Но, по сравнению с предыдущим ТОПом, результат столицы Приангарья ухудшился – 70 место, да и баллов оказалось значительно меньше, чем годом ранее. Например:
- по ценовой доступности у иркутского общественного транспорта 53 балла,
- по комфорту — 37,
- по физической доступности — 58,
- по устойчивому развитию и безопасности — всего 36.
Изрядно подпортила показатели «дискриминирующая практика» применения дифференцированных тарифов. Это когда вечером билет на автобус стоит дороже, чем днем.
«Подобная дискриминирующая практика сегодня существует в шести городах России, вошедших в рейтинг: Анапе, Иркутске, Томске, Туле, Ульяновске и Хабаровске», — отмечается в исследовании.
В рейтинге крупных городов Иркутск занимает 16-е место из 20 возможных.
Братск
Впервые в рейтинг от Simetra вошли Ангарск и Братск. При этом северная столица Приангарья в него, буквально, ворвалась, заскочив на 50 строчку. Самые высокие показатели отмечаются по критериям комфорта и удобства (68) и устойчивого развития и безопасности — 65 баллов.
«Находясь на экваторе рейтинга систем общественного транспорта, Братск тем не менее демонстрирует одни из самых низких показателей физической доступности. Особенности пространственного развития и обособленность районов города приводит к тому, что среднее расстояние между остановочными пунктами даже в зоне застройки достигает почти 700 метров. При этом город не может компенсировать эту особенность ни одним магистральным маршрутом: перемещаться между районами города оказывается затруднительно. Дополнительные трудности создает запутанная система очень дорогих проездных билетов, что не оставляет пассажиру выбора для разумной экономии», — говорится в пояснительной записке к рейтингу.
Ангарск
Ангарск в рейтинге занял 81-е место, набрав 46,3 балла:
- ценовая доступность - 36 баллов,
- физическая доступность —53,
- комфорт и удобство — 55,
- устойчивое развитие и безопасность общественного транспорта «потянуло» только на 29 баллов.
По мнению авторов рейтинга, Ангарск находится на границе «красной» зоны и практически в аутсайдерах.
«Обладая хорошей степенью централизации пассажирских перевозок (21 маршрут обслуживают всего 5 перевозчиков), Ангарску всё же не удается наладить качественную работу общественного транспорта. Отчасти объяснение кроется в подходе к транспортному обслуживанию: 75% сети обслуживаются на принципах нерегулируемого тарифа. Ресурс подвижного состава во многом исчерпан. Средний возраст трамваев приближается к 28 годам, для автобусов он составляет 11 лет. Этим объясняется и практически полное отсутствие низкопольных машин в городе», — написано в пояснительной записке.