Найти тему

Что нужно знать об аккумуляторе, чтобы авто не подводило вас зимой – советы сотрудника аккумуляторной лаборатории НИИ

Первый мороз - и треть автолюбителей нашего дома превратилась в пешеходов: их машины не завелись. Первопричина простоя - недостаточный заряд аккумулятора. Теперь два выхода - либо оживлять истощившуюся аккумуляторную батарею, либо покупать новую! Здесь как в медицине - профилактика легче лечения.

Как же ухаживать за аккумулятором, чтобы он с легкостью запускал двигатель в любые морозы?

-2

ЧИСТОТА - ЗАЛОГ ЗДОРОВЬЯ

Для начала необходимо знать, при каких условиях разряд аккумуляторной батареи автомобиля (АКБ) проходит наиболее интенсивно. Во-первых, чем больше «нештатного» электрооборудования вы используете (противотуманные фары, дополнительные компоненты аудиосистемы и т. п.), тем большим испытаниям подвергаете аккумулятор.

Во-вторых, частые неудачные попытки пуска двигателя, так же, как и плохо натянутый ремень привода генератора, сводят на нуль шансы завести автомобиль без дополнительной помощи.

В-третьих, не забывайте выключать обогрев заднего стекла после того, как оно оттаяло. Не увлекайтесь и чтением книг в машине при включенном освещении салона, даже если двигатель работает.

Наконец, не ленитесь очищать поверхность батареи от загрязнений. Чаще проверяйте надежность крепления самого аккумулятора и клемм на выводах.

И помните: аккумулятор может разрядиться и при длительном хранении в теплом помещении - в силу законов химии.

-3

УХОД ЗА АКБ

Если на вашем автомобиле стоит малообслуживаемая АКБ, весь уход за ней сводится к соблюдению вышеперечисленных правил. В батареи же обслуживаемого типа приходится время от времени заливать дистиллированную воду, проверять уровень и плотность электролита.

Доливать в аккумулятор кислоту или электролит недопустимо - это приводит к увеличению плотности электролита и впоследствии к быстрому и необратимому выходу аккумулятора из строя.

За уровнем электролита следить проще: на современных АКБ есть специальные окошечки с метками максимального и минимального уровней. Среднее между ними положение и есть наилучшее. Впрочем, и на глазок определить его несложно.

Уровень электролита должен быть выше уровня пластин электродов на 15 - 20 миллиметров. Полный срок АКБ прослужит вам, если генератор выдает напряжение в 14,2+0,3 В (более высокое напряжение приводит к выкипанию электролита). При пробеге не более 1000 километров в месяц.

-4

КАК ПРАВИЛЬНО ЗАРЯЖАТЬ АККУМУЛЯТОР

Заряжать АКБ нужно от источника постоянного тока с напряжением на выводах большим, чем на аккумуляторе. Существует три способа зарядки аккумуляторов.

1. Зарядка при постоянной силе тока обеспечивает 100-процентный заряд исправной батареи. Сила тока устанавливается в соответствии с номинальной емкостью батареи. Для батареи емкостью 60 А х ч (ампер-часов) - 10 часов зарядки с силой тока в 6 А.

2. Зарядка при постоянном напряжении восстановит емкость аккумулятора на 90 - 95 процентов. Напряжение для 12-вольтовой батареи на выводах зарядного устройства должно быть 14,5 - 15 В. При этом методе сила тока на выходе из зарядного устройства автоматически уменьшается практически до нуля к концу зарядки.

Батареи без заливочных отверстий заряжаются только таким способом - для исключения обильного газообразования и потери воды. Но и здесь есть свои минусы - процесс зарядки в холода затруднен из-за увеличения внутреннего сопротивления батареи.

3. Третий способ заряда АКБ - реверсный. Особенно эффективен для АКБ, простоявших в разряженном состоянии месяц и более. Однако зарядных устройств с таким режимом немного.

Кстати, доверять на все сто зарядным устройствам нельзя. Даже если на их индикаторах светится надпись «Готово». Самый верный способ определить, зарядился аккумулятор или нет, - по плотности электролита. В готовой к работе батарее она должна составлять 1,27 - 1,28 г/см3

КАК ВЫБИРАТЬ НОВЫЙ АГРЕГАТ

Если реанимация аккумулятору не помогает, выход только один - покупать новый. Чем «свежее» аккумулятор вы найдете, тем лучше. Помните, срок хранения сухозаряженных батарей не должен превышать трех лет, залитых - шести месяцев. Эти сроки существенно снижаются при температуре хранения выше нулевой. Залитые АКБ лучше проверить с помощью аккумуляторного пробника.

Без нагрузки (при отключенном сопротивлении) напряжение на выводах должно составлять 12,5 - 12,7 В, при 5 - 7-секундной нагрузке в 100 А (имитация работы стартера) не ниже 10,8 В. Сухозаряженные АКБ перед установкой на машину нужно подготовить к эксплуатации: залить электролит плотностью 1,27 - 1,28 г/см3, а после 30 минут выдерживать батарею для пропитки внутренностей.

Если после этого плотность электролита не понизилась - аккумулятор готов к работе, если упала - нужен подзаряд.

-5

КАК ДАТЬ ПРИКУРИТЬ, ЧТОБЫ ОСТАТЬСЯ С ОГОНЬКОМ

Проблемы с пуском двигателя для вас остались в прошлом, а вот ваш сосед все еще мучается. Можно дать ему «прикурить» - пустить двигатель на его авто с помощью вашего аккумулятора. Большого вреда вашей АКБ это не причинит, если выполнить следующие условия:

- соединительные провода должны быть в сечении не менее 15 квадратных миллиметров;

- прикуривать лучше автомобиль с двигателем меньшего объема, нежели ваш. Чтобы избежать скачка напряжения в бортовой сети автомобиля соседа и не сжечь электронику, соединять аккумуляторы нужно в правильной последовательности.

Сначала отсоединяете «минус» от разряженной АКБ (соседской). Потом соединяете одним проводом «плюсы» обеих батарей, а другой провод с «минуса» вашего аккумулятора цепляете на кузов соседского авто. После заводите свою машину и увеличиваете обороты двигателя.

Затем стартером сосед пускает двигатель своего авто и также дает ему «жару». После подключаете «минус» к выводу разряженного аккумулятора и отсоединяете провод между вашим «минусом» и кузовом автомобиля соседа. Теперь отсоединяете провод на «плюсе».

Этот способ «прикуривания» абсолютно безопасен только для карбюраторных машин. Давая прикурить от инжекторной машины, ее владелец должен заглушить мотор и отсоединить хотя бы одну клемму своей АКБ от сети автомобиля.

Благодарим за помощь в подготовке материала зав. аккумуляторной лабораторией НИИ автомобильной электроники Николая КУРЗУКОВА.