О профессионализме Блэкмора и его вкладе в музыку можно говорить долго. Ричи предпочитал классический стиль, не поддавался на уловки "гитарной моды", не изменял и продолжает не изменять себе.
Названный одним из величайших гитаристов всех времен, он вполне оправдывает свое звание в ряде легендарнейших альбомов Deep Purple и Rainbow 70-х и немного 80-х годов. Почитайте интервью, которое он давал в расцвете карьеры, в 1973 году. Там он рассказывает о своем отношении к коллегам: Хэндриксу, Тауншенду, Джеффу Беку, делится секретами своей игры, описывает гитарные предпочтения и дает советы начинающим гитаристам:
Как давно вы играете на гитаре?
Около четырнадцати лет.
Вы когда-нибудь брали уроки?
Я год брал уроки классической музыки. Это помогло, потому что я научился пользоваться мизинцем. Многие блюзовые гитаристы играют только тремя пальцами, поэтому они не могут понять некоторые партии, требующие использования мизинцев. Для этого хорошо подходят классические тренировки.
Помимо использования мизинца, тренировки с классической музыкой как-то еще повлияли на вашу игру?
Я бы сказал, что это больше всего проявляется в музыке, которую я пишу. Например, последовательность аккордов в соло «Highway Star» Bm, Db, C, G — это последовательность Баха. Другими словами, классическое влияние всегда присутствует, но я не использую его намеренно. Я играю много одиночных нот, и это не классика.
Как вы оцениваете Стива Хоу (из группы Yes) в плане включения почти строгого классического стиля в рок-контекст?
Он очень хорош в этом. Я помню его с давних времен, и он всегда был крутым. Но он не тот гитарист, которого я могу слушать. Он очень хорош в бегах, но мне не очень нравится такая игра.
Кто конкретно на вас повлиял, когда вы начинали?
В то время все копировали Хэнка Б. Марвина и The Shadows. Сначала Дуэйн Эдди был моим фаворитом. Я также увлекся Джеймсом Бертоном и Скотти Муром. Big Jim Sullivan оказал большое влияние. Сейчас он играет с Томом Джонсом. Он очень хорош, но с Томом Джонсом он как-то вымотался. Биг Джим жил практически по соседству со мной. Он играл всего около двух лет, но сразу же стал чуть ли не лучшим гитаристом Англии. Я думал, что со мной все в порядке, и я довольно хорошо учусь, пока не увидел его. Я даже не мог понять, что он делает. Так привык сидеть на пороге и ждать. Когда он выходил, я спрашивал, могу ли я войти. Он научил меня множеству трюков. Я думаю, что он был сыт по горло тем, что я слонялся поблизости. Но когда вы находитесь рядом с тем, кто настолько хорош, ваши собственные стандарты повышаются. Это убережет вас от многих ошибок.
Когда вы много работали на сессиях звукозаписи?
Когда мне было около семнадцати. Что-то было скучно, а что-то интересно. Сессионная работа делает вас более внимательным. Вы не можете брать ноты повсюду. Вы должны сделать так, чтобы каждая из них действительно имела значение. Когда вы делаете запись, если вы не очень чисто играете, это звучит как бардак. Вам может казаться, что вы великолепно звучите на сцене, но когда вы слышите, как играете на пластинке, чаще всего это просто катастрофа. Если ты умеешь хорошо играть в студии, ты можешь хорошо играть и на сцене.
Вы используете на сцене три Stratocaster. Они в качестве запасных?
Я использую в основном коричневый. У черного просто немного более искаженный звук.
Они модифицированы?
Совсем немного. Я опускаю средний звукосниматель до упора, потому что он мешает медиатору. Я использую только прямые басы и высокие частоты. Попытка использовать какое-либо среднее положение селекторного переключателя не принесет мне никакой пользы, потому что во время игры я постоянно выбиваю его из положения. Эта черная пластиковая крышка все время отваливается, и я об нее режусь. Я не в этой тусовке Кита Ричарда, у тебя есть все эти гитары с разными настройками. В любом случае, мне никогда особенно не нравились Rolling Stones. Думаю, их популярность зависит не только от их музыки, а от чего-то еще. Я не использую ножные педали, "вау-вау", "фуззы" и тому подобное. Я привык [к ним], но обнаружил, что не могу получить хороший естественный звук. Это невозможно. При выключенной педали вау-вау звук очень тонкий. Например, вы всегда услышите его у Хендрикса.
Когда вы используете свой Gibson?
В последний раз я использовал его, кажется, на альбоме Deep Purple In Rock. Я предпочитаю Stratocaster, потому что у него более агрессивный звук. Сначала я не мог привыкнуть к нему после Gibson. Шеи совсем другие. Но теперь я снова не могу привыкнуть к Gibson. На Stratocaster играть сложнее, чем на Gibson. Я не знаю почему. Я думаю, это потому, что нельзя мчаться по грифу Stratocaster так быстро. С Gibson вы склонны убегать от самого себя. Увеличивать или уменьшать масштаб настолько легко, что в конечном итоге вы просто играете физические формы, а не работаете над оригинальным звуком.
[...]
Насколько громко настроен ваш усилитель?
На полную, я всегда включал все усилители, которые у меня когда-либо были на полную мощность, потому что рок-н-ролл должен быть громким. Кроме того, оставляя усилитель включенным, вы получаете сустейн. Я выключаю гитару ради динамики. Я также сделал мощнее свои усилители. Я знаю Джима Маршалла лично, и он прокачивал их для меня. Он выдает около 500 Вт. Я предполагаю, что это может быть 1000 Вт в американских мерках, но это все искажения. Люди в Marshall сказали, что это самый громкий усилитель, который они когда-либо слышали. У меня была встроенная дополнительная ступень и еще пара клапанов. Вот почему каждые две недели вещи просто распадаются. Динамики действительно выпирают.
Это часто бывает?
Иногда нам не везет, и что-то взрывается на каждом концерте. У меня это случалось примерно шесть раз подряд. Хочется бросить все, когда это происходит. Научиться играть на гитаре — это одно, а научиться играть с большим усилителем — совсем другое. Это как пытаться управлять слоном.
[...]
Когда вы играете вживую, вы придерживаетесь своих записанных соло?
я стараюсь. К сожалению, я думаю, что единственное, что я могу вспомнить, это "Highway Star". Я никогда не могу вспомнить, что я играл, даже в студии.
Что влияет на качество ваших выступлений?
Некоторыми вечерами мне кажется, что я могу все. В другие вечера я чувствую себя подавленным. Все зависит от того, как я себя чувствую. Если я выхожу на сцену и думаю: «Этот парень внизу в первом ряду думает, что я идиот. Он думает, что я не умею играть на гитаре», я срываюсь. Но если хоть один человек скажет: «Ты великолепен». Я действительно включусь, чтобы играть. Если я слышу, как кто-то говорит что-то вроде: «Этот парень бесполезен, я не останусь смотреть», это не приносит мне никакой пользы.
Когда ты чувствуешь, что играешь лучше всего?
Вообще-то я могу играть лучше всего на джем-сейшнах. То, что мы делаем на сцене, всегда в основном одно и то же, поэтому мне нравится время от времени джемовать, чтобы поддерживать себя в форме. Лучшее, что я когда-либо играл в этом году, было на рождественском джеме в Гамбурге, Германия, с некоторыми из моих старых друзей, которые вообще не очень хорошо играют. Я думал, что играл блестяще, потому что я не прыгал. Я просто стоял там с маленькими усилителями.
Вам не нравится прыгать по сцене?
Мне нравится прыгать по сцене, если это делается классно. Как бы свободно. Мы лучшая группа в Англии. Пол Роджерс — хороший певец и блестящий подвижник. Никаких прыжков в воздух, шпагатов и всего такого. Он просто двигается вместе с музыкой, в отличие от Пита Тауншенда, который дошел до того, что ждет, пока фотографы прицелятся, прежде чем прыгнуть. Он не очень спонтанный.
[...]
Кто впервые использовал обратную связь?
Пит Тауншенд определенно был первым. Но, будучи не таким уж хорошим гитаристом, он просто брал аккорды и делал обратную связь. Он начал возиться с циферблатами на усилителе гораздо позже. Его переоценивают в Англии, но в то же время многие люди, такие как Джефф Бек и Хендрикс, получают признание за то, что начал он. Тауншенд был первым, кто сломал свою гитару, он был первым, кто сделал много вещей. Он также очень хорош в аккордах.
Как вы думаете, почему такие группы, как Grand Funk, продают миллионы пластинок, когда есть другие коллективы, которые делают то же самое, только намного лучше?
Нашей основной аудитории около восемнадцати лет. Люди в этом возрасте не очень понимают музыку. Они пытаются ее понять, но если бы они были действительно такими музыкально крутыми, мы бы им даже не понравились. Им не понравились бы Led Zeppelin. Им бы понравился кто-то вроде Иегуди Менухина. Америка настолько обширна, что я думаю, что люди покупают записи групп, которые они видели, и я думаю, что они, должно быть, видели Grand Funk по всей Америке, поэтому они покупают их. В то же время, я никогда не встречал человека, которому нравится Grand Funk. С другой стороны, существует повышенный интерес к таким людям, как Pink Floyd. Мне очень нравятся некоторые вещи "пинков". Такие группы, как Curved Air, могут начать пользоваться популярностью. Часть их музыки чертовски хороша — классика, с мугами и бомбами. В некоторые вечера их музыка - полная катастрофа, но в другие работает. Это музыка случая. Как некоторые из вещей, которые играю я.
Что вы подразумеваете под "случайной музыкой"?
[...] На самом деле, настоящее искусство случайной музыки заключается в том, чтобы знать, что делать, если вы не получили того, к чему стремились. Джеффа Бека приятно слушать, потому что он принимает изменения [музыки во время игры], и когда они получаются, это так эмоционально. Например, если балерина падает, она должна знать как выйти из этого неуклюжего положения. Бек рискует каждый вечер. Иногда он абсолютно бесполезен, и ты удивляешься, почему у него такое имя. В других случаях он делает вещи, которые звучат так, как будто вы ничего не слышали раньше. Он один из моих любимых гитаристов. Но из-за того, что он рискует, иногда он получает такие плохие отзывы. Рецензенты иногда ловят его по ночам, когда он не работает. Вещи, которые вы делаете в такой игре, подсознательны и зависят от того, какой у вас был день и тому подобное. Если я много читал или играл в шахматы и мой ум работал, я мог бы играть намного лучше, чем если бы у меня был ленивый день, когда я сидел в машине или самолете. Но также я просто думаю, что есть хорошие и плохие дни, и все они связаны с жизненным циклом. Знаете, на тридцать дней вперед, а потом на десять дней назад.
Вам нравится гастролировать?
Если вы занимаетесь этим всего пару лет, то все в порядке. Но когда это длится около десяти лет, как у меня, появляется ощущение, что всегда кого-то или чего-то ждете. [...] Весь день - тяга. Вы встаете и ждете в каком-то дурацком аэропорту какой-то дурацкий самолет, который всегда опаздывает. Это как идти в армию. Вы прощаетесь со всеми и говорите: «Увидимся снова через три месяца», а затем возвращаетесь в физическом развалинах.
Помогает ли начинающему гитаристу выработать собственный стиль прослушивание соло на других инструментах?
Прослушивание как можно большего количества гитарных соло — лучший способ для тех, кто находится на ранних стадиях. Соло на саксофоне может быть полезным. Они интересны тем, что там все ноты отдельно, поэтому их можно повторить на гитаре. Если вы можете скопировать соло на саксофоне, вы играете очень хорошо, потому что средний саксофонист может играть намного лучше, чем средний гитарист. Джимми Пейдж говорит, что слушает фортепианные соло. Но я не вижу, чем это может помочь, потому что пианист может играть примерно в десять раз быстрее гитариста.
Что бы вы посоветовали человеку, который хочет стать хорошим рок-гитаристом?
Я бы сказал: «Купите хорошую гитару и хороший учебник». На самом деле единственный способ добиться успеха — если вы не гений — это копировать. Вы никогда не придумаете свое собственное снаряжение, пока не скопируете. Это самое лучшее. Просто украсть.